Создав в окне проекции манипулятор и связав его абстрактный параметр с нужным параметром объекта, например с углом ориентации одной из костей цепочки, можно управлять этой костью, не выделяя ее и даже не видя ее под телесной оболочкой в тонированном режиме отображения.
Порядок создания и настройки манипуляторов
Для создания манипулятора любого типа выполните следующие действия:
Для манипулятора Cone Angle (Конический угол) можно настроить следующие параметры:
Для манипуляторов Slider (Ползунок) можно настроить следующие параметры:
Манипуляторы Cone Angle (Конический угол) и Plane Angle (Плоский угол) выглядят как трехмерные объекты. Для их перемещения, поворота или масштабирования используются те же инструменты, что и для преобразования любых других объектов трехмерной сцены.
Манипулятор Slider (Ползунок) ведет себя несколько иначе. Он всегда появляется в активном окне проекции на одном и том же месте, в котором был создан. Если, например, вы создадите ползунок в левом верхнем углу окна проекции Front (Вид спереди), а затем активизируете окно проекции Тор (Вид сверху), то ползунок исчезнет в окне вида спереди и появится в левом верхнем углу окна вида сверху. То же самое касается и окон перспективной проекции, включая окна съемочных камер.
Для перемещения ползунка в пределах окна проекции используйте счетчики X Position (Положение по X), Y Position (Положение по Y) свитка параметров ползунка, появляющегося на командной панели Modify (Изменить) после его выделения. Можно перемещать ползунок и вручную, в интерактивном режиме. Щелкните на кнопке Select and Manipulate (Выделить и манипулировать) главной панели инструментов или щелкните на ползунке правой кнопкой мыши и выберите в четвертном меню команду Manipulate (Манипулировать). Ползунок приобретет зеленый цвет, указывающий на его активность. Щелкните на маркере перемещения в виде квадратика на левом конце шкалы ползунка и перетаскивайте его по окну проекции.
Для ручного изменения длины шкалы ползунка, что бывает необходимо для повышения точности настройки управляемого ползунком параметра, в режиме манипулирования щелкните на маркере растяжения в виде ромбика на правом краю шкалы и растяните ее до нужного размера.
Если в режиме манипулирования щелкнуть на знаке «плюс» на левом конце шкалы ползунка, он будет свернут и на экране останутся только маркер перемещения и знак «плюс». Для восстановления ползунка снова щелкните на знаке «плюс».
Манипулирование управляющими параметрами
Манипуляторы после их создания не управляют ничем, однако имеют некие абстрактные параметры, которые можно связать с управляемыми параметрами любых объектов.
У манипуляторов Cone Angle (Конический угол) и Plane Angle (Плоский угол) имеется только один управляющий параметр, допускающий связывание, - Angle (Угол). У конического угла этот параметр может меняться от 0 до 180, а у плоского - от нуля до значений, ограничиваемых только разрядной сеткой компьютера, причем как положительных, так и отрицательных. У ползунка связывание допускают три параметра: Value (Значение), min Val (Минимальное значение) и max Val (Максимальное значение).
Для изменения управляющих параметров манипуляторов следует сначала переключиться в режим манипулирования, щелкнув на кнопке Select and Manipulate (Выделить и манипулировать) главной панели инструментов или щелкнув на манипуляторе правой кнопкой мыши и выбрав в четвертном меню команду Manipulate (Манипулировать).
Для манипулирования объектом Cone Angle (Конический угол) установите курсор на круг, лежащий в основании конуса. Круг приобретет красный цвет. Щелкните кнопкой мыши и перетаскивайте курсор, наблюдая за изменением угла при вершине конуса. При этом в окне всплывающей подсказки будет отображаться имя манипулятора, например Cone Angle Manipulator01, а также текущее значение угла при вершине конуса, как показано на рис. 19. 62.