Энциклопедия 3ds max 6

         

Контроллеры и ограничители анимации



Контроллеры и ограничители анимации

Каждый раз, когда создается ключ анимации, подвергаемому анимации параметру объекта автоматически назначается тот или иной тип контроллера.

Существует ряд признаков, по которым возможна классификация контроллеров. Так, с точки зрения хранения и расчета анимируемых параметров различают две категории контроллеров анимации:

  • контроллеры, основанные на ключах анимации, - храпят данные об анимируемых параметрах в виде ключей анимации, то есть значений параметра в фиксированные моменты времени. Все промежуточные значения изменяемого параметра рассчитываются на основе ключевых значений и метода интерполяции, реализуемого контроллером. Различные типы контроллеров, основанных на ключах, по-разному интерполируют данные в интервалах между ключевыми моментами времени;
  • процедурные контроллеры не хранят ключевых значений анимируемых параметров, а рассчитывают выходные значения параметров на основе начальных значений, введенных пользователем, и функциональной зависимости, реализуемой контроллером.

С точки зрения количества управляемых параметров различают контроллеры однопарамет-рические (single-parameter) и составные (compound). Однопараметрические контроллеры управляют единственным параметром, например масштабом объекта, его положением по какой-то оси координат или цветом. Это, скажем, контроллеры типа Bezier (Безье), ТСВ (Натяжение/Непрерывность/Смещение), Linear (Линейный) или Noise (Неоднородности). Составные контроллеры объединяют действие нескольких однопараметрических контроллеров. К ним относятся такие контроллеры, как, например, Transform (Преобразование), Position XYZ (Положение no XYZ), EulerXYZ (XYZ по Эйлеру), Scale XYZ (XYZ-масштаб) или List (Список).

По предназначению контроллеры делят на общего назначения (general-purpose) и специализированные (special-purpose). Контроллеры общего назначения, подобные тем же Bezier (Безье). ТСВ (Натяжение/Непрерывность/Смещение) или Linear (Линейный), могут применяться для управления самыми разными параметрами. Специализированные контроллеры создаются для управления анимацией при решении определенных задач. Например, специализированный контроллер Motion Capture (Захват движения) применяется для управления анимацией движений объекта, задаваемых за счет перемещения мыши.

В зависимости от тина управляемого параметра контроллеры подразделяются на шесть разновидностей:

  • Float (С плавающей точкой) - контроллеры общего назначения, оперирующие величинами с плавающей точкой;
  • Point3 (Трехкомпонентный) - контроллеры общего назначения, оперирующие трехком-понентными векторными параметрами, такими как координаты точки или цвет модели RGB;
  • Position (Положение) - контроллеры преобразования положения;
  • Rotation (Поворот) - контроллеры преобразования поворота;
  • Scale (Масштаб) - контроллеры преобразования масштаба;
  • Transform (Преобразование) - контроллеры управления всеми тремя преобразованиями: положением, поворотом и масштабом.

Мах 6 поддерживает более 25 контроллеров различных типов. Контроллер одного типа может иметь несколько разновидностей, например контроллер типа Bezier (Безье) может иметь разновидности Bezier Float (Безье с плавающей точкой), Bezier Point3 (Трехкомпонентный Безье), Bezier Position (Положение Безье) и т. п. Каждый контроллер имеет свой набор характеристик, которые можно регулировать, влияя тем самым на характер изменения параметров элементов сцены.

Кроме того, в max 6 реализовано 7 типов специализированных контроллеров, называемых ограничителями (constraints). Ограничители применяются для автоматизации управления анимацией преобразований перемещения, поворота или масштаба одних объектов, называемых ведомыми, за счет других, ведущих объектов. Типичными примерами использования ограничителей являются анимации перемещений объекта вдоль траектории, заданной сплайном, или по поверхности другого объекта, удержание ориентации заданной оси ведомого объекта в направлении ведущего и т. п. При этом ведущие объекты могут сами иметь анимацию.

Единственным элементом интерфейса mах 6, позволяющим видеть список сразу всех контроллеров во всех их разновидностях, перечисленных ранее, является окно диалога Filters (Фильтры), показанное ранее на рис. 18. 36. Как уже говорилось, это окно вызывается щелчком на кнопке Filters (Фильтры), крайней левой кнопке панели инструментов окна диалога Track View - Curve Editor (Просмотр треков - Редактор кривых), и служит для настройки состава информации, отображаемой в окне просмотра треков. Список контроллеров находится в средней части окна диалога Filters (Фильтры).



Содержание раздела