Анимация персонажей в 3ds max

столовое серебро


Плавание вперед



Любой персонаж с оружием при движении сквозь массу воды должен рассчитывать только на свои ноги, поэтому пригодятся лишь движения ног при плавании кролем или брассом. Можно воспользоваться подходом «русалки», как в The Man from Atlantis, где все тело находится в движении, но таком случае наличие оружия сильно усложняет плавный переход к другим анимациям. Важен первый кадр анимации, потому что он представляет собой позу, которую принимает персонаж после бездействия. С помощью интерполяции такой переход создается несложно, но и в этом случае есть над чем задуматься. В первом кадре Betty растянулась в лежачем положении, а правая рука отведена назад - Betty скользит по воде. Дело в том, что с помощью автоматической интерполяции переход от бездействия к плаванию осуществляется резко. Измените границы анимации в окне Time Configuration: в поле Start Time введите значение 410, а в поле End Time - 670. Расположите Betty в кадре 470, чтобы она выглядела, как показано на рис. 7.71.



Рис. 7.71. Первый кадр анимации плавания вперед пользуется преимуществом интерполяции


Скопируйте ключи из кадра 670 в кадр 710 и перейдите в кадр 690, чтобы создать следующую позу. Это средняя точка, в которой Betty свободно дрейфует, а затем делает следующее движение рукой и готовится оттолкнуться мощным рывком. Однако самое важное здесь - движение объекта СОМ. Создавая позу, показанную на рис. 7.72, переместите СОМ назад по оси Y на 4 единицы и вниз по оси Z на 8 единиц. Несмотря на то что Betty будет перемещаться в воде программными средствами, такое движение создаст впечатление, что паузы между гребками приводят к потере импульса и даже к небольшому погружению в воду. Это помогает составить общее впечатление о движении под водой (рис. 7.72).



Рис. 7.72. В средней точке Betty способна грести и отталкиваться


От перемещения СОМ перейдите к настройке ног. Это случай, когда настройка родительского объекта производится перед дочерним. Если вы собираетесь анимировать конечность, убедитесь, что не нужно анимировать родительский объект. Для ног это объекты СОМ и Pelvis, а для рук- звенья Spine. Есть некоторые исключения, особенно для рук, и вы увидите их через некоторое время.

Ноги должны двигаться по-лягушачьи, перемещая Betty в воде. Вытянутые в кадре 690 ноги нужно немного выгнуть наружу прямо перед внезапным перемещением назад в кадре 695. Наконец, они вытянутся в кадре 702, а потом вернутся в исходное положение (рис. 7.73).



Рис. 7.73. Три шага создания движения плавания брассом: поднять ноги, согнуть их и выбросить назад


Определив основные положения ног, уточните положение ступней так, чтобы они немного поворачивались по мере того, как ноги перемещаются. В кадрах 695 и 698 подчеркните вращение ступней вовнутрь относительно осей Y и X при сгибании ног наружу. Затем в кадре 702 поверните ступни наружу при сведении ног, моделируя результат перемещения воды между ногами Betty. Под этим давлением ступни вынуждены вращаться, иллюзия плавательного движения завершена (рис. 7.74).

Поза ног определена, теперь нужно изменить анимацию правой руки, чтобы движение было больше похоже на гребок. Однако не забывайте, что подвижность правой руки Betty невелика из-за большого эполета. Перейдите в кадр 680, скройте объект Spine и объекты Biped левой руки и поверните правую руку вверх так, чтобы ладонь оказалась примерно в том положении, которое она занимает в кадре 690. Сожмите пальцы, чтобы они выглядели так, как будто готовы пройти сквозь воду. Сожмите пальцы и в кадре 690. В кадре 696 оставьте ладонь на месте, но поверните вниз локоть, так как рука должна пойти назад. Затем перейдите в кадр 706, откройте окно Track View и скопируйте в кадр 706 ключ из кадра 710 для звена Betty L Clavicle. Закройте окно Track View и вытяните пальцы. Наконец, вернитесь в кадр 702, немного поверните ладонь и пальцы относительно оси Z, чтобы казалось, что они разогнулись при прохождении сквозь воду (рис. 7.75).



Рис. 7.74. Ступни реагируют на перемещение воды ногами




Рис. 7.75. При движении рука должна чувствовать, действовать и реагировать


Последними нужно настроить движения талии. Перейдите в кадр 684, выполните команду Unhide All (Показать все) и выделите все четыре объекта Spine. Откройте окно Track View и удалите ключ, определенный в кадре 690 для Betty Spine. Поверните все четыре объекта Spine в левую сторону относительно оси Y в тот момент, когда правая рука поднимается вверх над водой, чтобы сделать гребок. Затем перейдите в кадр 705 и поверните объекты Spine относительно оси Y по направлению движения гребка (рис. 7.76).

Анимирование объектов Spine (родительского объекта) после анимирования руки (дочернего объекта) - один из особых случаев, обычно этот процесс происходит в обратном порядке. В рамках Biped так можно поступать из-за уникального строения обратной кинематики ладони Biped. Анимация завершена, осталось только добиться гладкости этого цикла плавания. Время начала для анимации плавания важнее, чем для анимации бездействия. Поэтому нужно переместить весь отрезок движения и добавить ключевые кадры спереди и сзади, чтобы параметр Continuity вам не мешал.

Откройте окно Track View и примените операцию Add Keys ко всем трекам в кадрах 680 и 702 (рис. 7.77).

Затем измените параметры в окне Time Configuration: в поле Start Time введите значение 670, а в поле End Time - 270. Вернитесь в окно Track View, выделите ключи, добавленные в кадр 680, и скопируйте их в кадр 720. Затем активизируйте кнопку Slide Keys , щелкнув по ней, выделите все ключи в кадре 670 и переместите всю 20-кадровую анимацию вправо. Еще раз щелкните по кнопке Move Key (Переместить ключ): она станет активной. Выделите ключи в кадре 712 и скопируйте их в кадр 670.



Рис. 7.76. Завершите гребок незначительными поворотами объектов Spine



Рис. 7.77. Добавьте ключевые кадры в кадры 680 и 702, чтобы их можно было скопировать еще куда-нибудь



Рис. 7.78. Betty вот-вот станет пловчихой-разрядницей


Снова измените параметры в окне Time Configuration: в поле Start Time введите значение 680, а в поле End Time - 720. Воспроизведите анимацию и посмотрите, как она выглядит (рис. 7.78).

Конечно, у Betty есть еще много других анимаций плавания. Ей приходится плыть в обратном направлении, стрелять в бездействии, плыть вперед и назад, а также чувствовать боль и умирать в двух позах. Эта глава призвана рассказать лишь о некоторых приемах анимации, требуемых при создании персонажа игры в реальном времени только с помощью операций над ключевыми кадрами.

Загрузите файл Betty12.max и просмотрите завершенные анимации плавания. Затем подготовьтесь к чтению следующей главы, в которой рассказывается о захвате движения.

Назад Начало Вперед