Обработка звука в Adobe Audition 1.5

         

Dynamic Range Processing — универсальная динамическая обработка



Dynamic Range Processing — универсальная динамическая обработка

Диалоговое окно Dynamic Range Processing (рис. 7.1) открывается командой Effects > Amplitude > Dynamics Processing. Окно представляет собой внешнюю, видимую часть универсальной виртуальной динамической обработки. В зависимости от выбранных значений параметров она может быть гейтом, компрессором, экспандером, лимитером и деэсером. Причем вид обработки и значения параметров вы можете задавать как графическим путем, так и численно.



Диалоговое окно Dynamics Range Processing
(вкладка Graphic)

В диалоговом окне Dynamic Range Processing имеются 4 вкладки:

Graphic — служит для изменения характера и параметров динамической обработки графическим путем; Traditional — служит той же цели, что и вкладка Graphic, но управление параметрами производится традиционным (численным) способом; Attack/Release — предназначена для выбора параметров, влияющих на процесс включения и выключения процедуры динамической обработки; Band Limiting — обеспечивает выбор обрабатываемого частотного диапазона.

Вкладка Graphic

Рассмотрим вкладку Graphic диалогового окна Dynamic Range Processing, представленную на рис. 7.1.

Значительное пространство на этой вкладке занимает координатное поле. По горизонтали отложены значения уровня входного сигнала в децибелах, по вертикали — выходного (тоже в децибелах). Таким образом, график показывает, какой уровень выходного (обработанного) сигнала соответствует некоторому заданному уровню входного (необработанного) сигнала. По сути дела, этот график — амплитудная характеристика устройства динамической обработки.

Если график представляет собой прямую линию, проходящую из нижнего левого угла рабочего поля в его верхний правый угол (как на рис. 7.1), это означает, что динамической обработки сигнала нет. Каков уровень входного сигнала, таков и уровень сигнала выходного.

Подведя к графику указатель мыши и нажав левую кнопку, вы создадите узел (точку возможного перегиба графика). Не отпуская кнопку мыши, перемещайте указатель мыши, при этом координаты узла будут отображаться под рабочим полем. Отпустив кнопку мыши, вы тем самым зафиксируете положение узла, а параметры динамической обработки, соответствующей созданному вами графику, появятся в информационном поле, находящемся справа от координатной плоскости. Каждый узел описывается двумя строками. В начале строки приводится вид динамической обработки: стр (компрессирование) или ехр (экспандирование), далее — коэффициент преобразования динамического диапазона. В конце строки указывается диапазон значений уровня входного сигнала, в котором производится обработка. Например, запись

ехр 2 : 1 above -30 dB

означает расширение динамического диапазона с коэффициентом 2:1 для значений входного сигнала выше —30 дБ. Запись

стр 1.8 : 1 below -30 dB

следует понимать так: для значений входного сигнала ниже —30 дБ производится компрессия с коэффициентом 1,8:1.



График с такими параметрами представлен на рис. 7.2.



Пример графика

Сделав двойной щелчок левой (или одинарный щелчок правой) кнопкой мыши на узле графика, вы откроете диалоговое окно Edit Point, в котором можно совершенно точно численным способом задать координаты узла.

Для этого в поле Input Signal Level нужно ввести значение уровня входного сигнала (координату узла на горизонтальной оси), а в поле Output Signal Level — значение уровня выходного сигнала (координату узла на вертикальной оси). Допустимый диапазон значений этих координат меньше нуля. Если вы ошибетесь и забудете ввести знак (минус), например, вместо -40 введете 40, то программа заменит недопустимое значение нулем. Чтобы узел исчез с графика, ничего не вводите в эти поля.

Кнопка Invert, расположенная на вкладке Graphic диалоговое окно Dynamic Range Processing, позволяет инвертировать график, т. е. заменить график на такой, который будет точной противоположностью исходному: там, где раньше производилась компрессия, будет экспандирование, и наоборот. На рис. 7.3 представлен результат изменения графика, приведенного на рис. 7.2, после нажатия кнопки Invert.



Результат нажатия кнопки Invert

Инвертировать график можно только в том случае, когда он проходит через две угловые точки с координатами (—100,-100) и (0,0) и каждый узел расположен выше по сравнению со своим ближайшим соседом слева.

Если установлен флажок Splines, то "угловатый" график заменяется его сплайн-аппроксимацией (сглаживается). График, представленный на рис. 7.3, после замены реальной функции ее сплайн-аппроксимацией будет таким, как показано на рис. 7.4.



График характеристики при установленном флажке Splines

Важно понимать, что при этом изменяется не только характер графика, но и фактическая зависимость выходной величины от входной.

Кнопка Flat возвращает график в состояние по умолчанию (превращает его в прямую линию, все промежуточные узлы уничтожаются).

Установив флажок Create Envelope Only и нажав кнопку ОК, вы создадите огибающую амплитуды волновой формы. Для того чтобы лучше представить себе, что такое огибающая амплитуды, сравните рис. 7.5 (исходный сигнал) и рис. 7.6 (огибающая амплитуды сигнала).



Исходный сигнал



Огибающая амплитуды сигнала

Видно, что полученный сигнал лишен тонального заполнения, характерного для исходной волновой формы. Исчезли все периодические колебания. Осталась только функция, график которой описывает закон изменения во времени амплитуды исходной волновой формы.

Можно сравнить не только графики, но и звучание исходного и полученного аудиофайлов. Скорее всего, вам не понравятся новые слуховые ощущения: кроме тресков и шелеста ничего не слышно. Но огибающая и не предназначена для того, чтобы ее слушали отдельно от тонального заполнения. Не случайно под надписью у флажка Create Envelope Only имеется приписка (preview as noise), поясняющая, что при предварительном прослушивании с помощью кнопки Preview в качестве заполнения огибающей используется шум. Это очень удачное решение, позволяющее на слух оценить "чистое", не замаскированное тональным заполнением слуховое впечатление от огибающей.

Огибающую можно скопировать или сохранить в файле. Это ведь все равно волновая форма, правда, звучащая специфически. Возникает закономерный вопрос: какая польза от этой, образно говоря, "кожи, снятой со звука"?

В дальнейшем огибающую можно использовать для синтеза качественно новых звуков, модулируя ею амплитуду другого звука. Например, можно взять на фортепиано ноту, записать этот звук, сформировать огибающую и промодулировать ею волновую форму, содержащую запись голоса вокалиста, исполняющего какую-нибудь ноту или даже целую фразу. В результате получится совершенно фантастический звук, который вряд ли сможет спеть певец даже, виртуозно владеющий голосом. Атака, поддержка, затухание — все фазы звука характерны для фортепиано, но вместо струны зазвучит человеческий голос.

Примечание
Вы можете использовать флажок Create Envelope Only (см. рис. 7.4) независимо от того, применяется ли динамическая обработка.

Вкладка Traditional

Вкладка Traditional (рис. 7.7) окна Dynamic Range Processing содержит ту же информацию о преобразованиях динамического диапазона, что и вкладка Graphic, но в числовой, а не графической форме.



Вкладка Traditional диалогового окна Dynamic Range Processing

Переключатели, пронумерованные от 2 до 6, соответствуют узлам графика. Правда, узлов может быть и больше шести.

Справа от каждого переключателя расположен раскрывающийся список, в котором отображается характер преобразования динамического диапазона на участке графика, расположенном выше соответствующего узла. Содержимое этого списка можно редактировать, выбирая один из трех видов преобразования динамического диапазона: Expand (Расширение), Compress (Сжатие) и Flat (He изменяется).

В полях столбца Rations отображены значения коэффициента преобразования динамического диапазона. Их можно изменять, не только редактируя содержимое полей ввода, но и регулируя углы наклона отрезков прямых линий, составляющих график.

В полях столбца Thresholds можно отредактировать значения порогов (уровней, которым соответствуют узлы графика).

В поле Output Compensation (gain) вы можете изменить значение коэффициента усиления выходного сигнала, чтобы скомпенсировать изменение уровня сигнала при обработке эффектом.

Вкладка Attack/Release

На вкладке Attack/Release (рис. 7.8) диалогового окна Dynamic Range Processing вы можете отредактировать параметры усилительного и детекторного каналов [12] виртуального прибора динамической обработки.



Вкладка Attack/Release
диалогового окна Dynamic Range Processing

В группе Gain Processor содержатся флажок Joint Channels (Обрабатывать оба канала совместно) и следующие поля для ввода:

Output Gain <...> dB — коэффициента усиления на выходе; Attack Time <...> ms — времени атаки (для выходного сигнала); Release Time <...> ms — времени спада (для выходного сигнала);

В группе Level Detector содержатся следующие поля для ввода:

Input Gain <...> dB — коэффициента усиления на входе детектора уровня; Attack Time <...> ms — времени атаки (для входного сигнала); Release Time <...> ms — времени спада (для входного сигнала).

С помощью переключателей Peak и RMS вы можете выбрать вид амплитудного детектора — пиковый или средне квадрата чески й соответственно [12].

В поле Lookahead Time <...> ms следует задать временной интервал, на который включение устройства динамической обработки должно опережать появление резкого перепада уровня сигнала.

Вкладка Band Limiting

На вкладке Band Limiting (рис. 7.9) диалогового окна Dynamic Range Processing можно задать нижнюю (Low Cutoff) и верхнюю (High Cutoff) граничные частоты обрабатываемого диапазона.



Вкладка Band Limiting
диалогового окна Dynamic Range Processing

Опции этой вкладки позволяют подвергать динамической обработке не сигнал в целом, а только его отдельные спектральные составляющие. Например, при значениях параметров, представленных на рис. 7.9, динамическая обработка будет вестись в диапазоне частот, характерном для свистящих звуков в речи человека. Так реализован виртуальный деэсер.

В списке стандартных установок диалогового окна Dynamic Range Processing вы найдете реализации всех актуальных методов динамической обработки. Приведем краткую характеристику некоторых из них.

De-Esser (High S) — подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уровнем больше —30 дБ (коэффициент компрессии 3:1) в диапазоне частот 5,5—14 кГц. De-Esser Hard — подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уровнем больше — 35 дБ (коэффициент компрессии 2,99:1) в диапазоне частот 4— 12 кГц. De-Esser Light — подавление свистящих звуков; компрессия сигналов с уровнем больше -24 дБ (коэффициент компрессии 1,5:1) в диапазоне частот 4—12 кГц. De-Esser Medium — подавление свистящих звуков в диапазоне частот 4— 12 кГц. Gate That Compressor! (-50 Thr) — сложная динамическая обработка, сочетающая гейт, экспандер и компрессор. Полное подавление сигналов с уровнем меньше —50 дБ; расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от —50 до — 45,7 дБ (коэффициент экспандирования 14,38:1); расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от —45,7 до —24 дБ (коэффициент экспандирования 1,62:1); компрессия сигналов с уровнем больше —24 дБ (коэффициент компрессии 5,45:1). При этом отсекаются шумы, поднимается уровень тихих звуков, снижается уровень громких звуков. Может пригодиться для улучшения качества звучания фонограмм, записанных на магнитную ленту. Noise Gate @ 10dB — обработка "шумовые ворота"; компрессия сигналов с уровнем меньше —19,6дБ (коэффициент компрессии 18,7:1); расширение динамического диапазона сигналов с уровнем от —19,6 до —10 дБ (коэффициент экспандирования 8,93:1).

Чтобы не затруднять понимание сути обработок, среди характеристик стандартных установок мы не стали приводить временные параметры виртуального усилителя и детектора уровня сигнала. Их можно увидеть на вкладке Attack/Release.

Выполняем динамическую обработку



Выполняем динамическую обработку

О динамической обработке мы подробно рассказали в книге [12]. Поэтому сейчас ограничимся лишь изложением кратких сведений о назначении различных приборов динамической обработки, работа которых моделируется в Adobe Audition.

Hard Limiting — жесткий ограничитель



Hard Limiting — жесткий ограничитель

Команда Effects > Amplitude > Hard Limiting открывает диалоговое окно Hard Limiting (рис. 7.10), с помощью которого можно уменьшать до заданного уровня амплитуду звуковых колебаний при условии превышения ею некоторого порога, оставляя неизменной амплитуду всех звуковых выборок, находящихся ниже этого порога.



Рис, 7.10. Диалоговое окно Hard Limiting

Это чрезвычайно удобно, если вы, например, объединяете все треки в один аудиофайл, и имеется только несколько участков, где наблюдается клиппирование. В принципе, можно было бы нормализовать всю волновую форму. Однако в данном случае пользы будет не очень много: из-за наличия в сигнале больших пиков его средний уровень окажется мал. Ограничитель Hard Limiting воздействует именно на те части, которые были клиппированы (или могли бы быть клиппированы при сведении аудиофайла).

Рассмотрим опции диалогового окна Hard Limiting.

В поле Limit Max Amplitude to <...> dB задают максимальную допустимую амплитуду волновой формы. Чтобы избежать клиппирования волновой формы, введите в этом поле значение в пределах от -0,1 до -0,5 дБ, что даст небольшой запас по амплитуде, необходимый для будущего редактирования.

Перед выполнением ограничения звук может быть предварительно усилен. Чтобы сделать выбранную волновую форму громче и гарантировать, что при этом не происходит клиппирование, можно ввести в поле ввода Boost Input by dB величину предварительного усиления (в децибелах).

В поле Look Ahead Time <...> ms нужно задать время упреждения срабатывания ограничителя при появлении пика сигнала. Если значение этого параметра слишком мало, могут появиться слышимые искажения. Рекомендуются значения 4—10 мс (по умолчанию — 7 мс).

В поле Release Time <...> ms указывают время, необходимое для восстановления нормального уровня звука после обработки чрезвычайно громкого пика. Для сохранения низкочастотного баса рекомендуется установить значение параметра Release Time равным 100 мс. Если его значение слишком велико, звук может оставаться ненормально тихим очень долго. Например, ввод значения 2000 мс дает эффект автоматической регулировки усиления.

Если установлен флажок Link Left and Right, то уровни сигналов обоих каналов будут изменяться совместно (по одинаковому закону), за счет чего сохраняется стереообраз источника звука. Но можно разрешить и независимую раздельную обработку левого и правого стереоканалов, сняв этот флажок.

После нажатия кнопки Gather Statistics Now в области Clipping Statistics отображается текущая статистика клиппирования. Для каждого канала приводятся максимальное и минимальное значения отсчетов, а также доля (в процентах) отсчетов, которые были бы клиппированы, если бы ограничение не выполнялось. Нажимать кнопку Gather Statistics Now есть смысл всякий раз после изменения значения любого из параметров этого окна.

Продолжаем работу над проектом



Продолжаем работу над проектом

На предшествующих этапах работы над проектом мы получили файл EX06_01.WAV, в котором снижен уровень шума, устранено клиппирование и в результате частотной фильтрации подавлены нежелательные составляющие спектра сигнала. На очереди динамическая обработка сигнала.

В свое время результаты анализа статистических свойств сигнала (исходного дубля, хранящегося в файле EX04_01.WAV) позволили сделать вывод о том, что средний уровень сигнала мал, поэтому он будет звучать тише, чем музыкальный фон, взятый, например, с компакт-диска (см. разд. 4.2). В связи с этим сигнал желательно подвергнуть компрессии. Там же мы констатировали, что одним из этапов динамической обработки может быть пороговое шумоподавление (исходное значение порога около —45 дБ). А из анализа гистограммы (см. разд. 4.2.2) следует, что положительный результат может дать ограничение сигнала на уровне —6 дБ с последующим усилением на 6 дБ. Правда, динамические и шумовые свойства сигнала, сохраненного в файле EX06_01.WAV, после всех выполненных преобразований отличаются от свойств исходного сигнала. Поэтому было бы полезно подвергнуть статистическому анализу содержимое файла EX06_01.WAV. Загрузим этот файл и командой Analyze > Statistics откроем окно Waveform Statistics.

Данные на вкладке General свидетельствуют о том, что сигнал по-прежнему имеет маленький средний уровень (значение параметра Total RMS Power осталось порядка —20 дБ), а средний уровень пиков сигнала (Maximum RMS Power = —8,11 дБ) уменьшился. Анализ гистограммы позволяет сделать вывод о том, что в результате шумоподавления динамический диапазон увеличился (появились отсчеты, имеющие уровень порядка -80 дБ). На данном этапе есть смысл попробовать применить следующие виды динамической обработки:

компрессию динамического диапазона с порогом —20 дБ и отношением компрессии 1,5:1; пороговое шумоподавление (ориентировочное исходное значение порога от -50 до -45 дБ).

В процессе реализации этого плана выяснилось, что пороговое шумоподавление в неограниченной полосе частот дает эффект захлебывания: уровень шума по-прежнему велик, и при значении порога —50 дБ отсекаются полезные фрагменты речи. Вместе с тем это направление обработки выбрано верно. Снижения уровня низкочастотного шума удалось добиться пороговым шумоподавлением в диапазоне 80—200 Гц. Получившийся в результате обработки сигнал сохранен в файле EX07_01.WAV.

Разбираемся в сущности динамической обработки



Разбираемся в сущности динамической обработки

В зависимости от выполняемых функций различают следующие приборы динамической обработки:

ограничитель уровня; автостабилизатор уровня; компрессор динамического диапазона; экспандер динамического диапазона; компандерный шумоподавитель; пороговый шумоподавитель (гейт); устройства со сложным преобразованием динамического диапазона.

Ограничитель уровня (лимитер) — это авторегулятор уровня, у которого коэффициент передачи изменяется так, что при превышении номинального уровня входным сигналом уровни сигналов на его выходе остаются практически постоянными, близкими к номинальному значению. При входных сигналах, не превышающих номинального значения, ограничитель уровня работает как обычный линейный усилитель. Лимитер должен реагировать на изменение уровня мгновенно.

Автостабилизатор уровня предназначен для стабилизации уровней сигналов. Это бывает необходимо для выравнивания громкости звучания отдельных фрагментов фонограммы. Принцип действия автостабилизатора аналогичен принципу действия ограничителя. Отличие заключается в том, что номинальное выходное напряжение автостабилизатора приблизительно на 5 дБ меньше номинального выходного уровня, в то время как у ограничителя оно составляет 0 дБ.

Компрессор динамического диапазона — такое устройство, коэффициент передачи которого возрастает по мере уменьшения уровня входного сигнала. Действие компрессора приводит к повышению средней мощности и, следовательно, громкости звучания обрабатываемого сигнала, а также к сжатию его динамического диапазона.

Экспандер динамического диапазона имеет амплитудную характеристику, обратную по отношению к амплитудной характеристике компрессора. Экспандер применяют в том случае, когда необходимо восстановить динамический диапазон, предварительно преобразованный компрессором. Система, состоящая из последовательно включенных компрессора и экспандера, называется компандером и используется для снижения уровня шумов в трактах записи или передачи звуковых сигналов.

Пороговый шумоподавитель (гейт) — это авторегулятор, у которого коэффициент передачи изменяется так, что при уровнях входного сигнала меньше порогового амплитуда сигнала на выходе близка к нулю. При входных сигналах, уровень которых превышает пороговое значение, пороговый шумоподавитель работает как обычный линейный усилитель.

Авторегулятор, обеспечивающий сложное преобразование динамического диапазона, может, например, состоять из ограничителя, автостабилизатора, экспандера и порогового шумоподавителя. Такое сочетание позволяет стабилизировать громкость звучания различных фрагментов композиции, выдерживать максимальные уровни сигнала и подавлять шумы в паузах.

Любой прибор динамической обработки имеет в своем составе два функциональных элемента — основной канал и канал управления.

Задача канала управления — обнаружить момент пересечения аудиосигналом порогового значения, измерить уровень аудиосигнала относительно порога и выработать управляющее напряжение.

Характер обработки зависит от вида характеристики регулируемого элемента основного канала. Например, если с ростом управляющего напряжения, подаваемого на регулируемый элемент, его коэффициент передачи уменьшается, то получается компрессор, если увеличивается, то — экспандер.

Оценку инерционности устройств динамической обработки осуществляют на основе анализа двух временных характеристик: времени срабатывания и времени восстановления.

Для регулируемых звеньев всех устройств динамической обработки, кроме шумоподавителя, срабатыванием принято считать реакцию устройства на увеличение уровня сигнала, а восстановлением — на его уменьшение. Время срабатывания — это интервал между моментом, когда от источника начинает подаваться сигнал с уровнем на 6 дБ выше номинального значения, и моментом, когда выходной уровень уменьшается с 6 дБ до 2 дБ по отношению к номинальному значению.

Время восстановления — это интервал между моментом, когда уровень сигнала от источника снижается с 6 дБ до номинального значения 0 дБ, и моментом, когда выходной уровень увеличивается от —6 до —2 дБ по отношению к номинальному значению.

Для шумоподавителя срабатыванием принято считать уменьшение усиления при пропадании полезного сигнала, а восстановлением — восстановление усиления при появлении полезного сигнала.

Одной из наиболее часто применяемых разновидностей динамической обработки является компрессия — сжатие динамического диапазона. Субъективно компрессия проявляется как увеличение громкости звука, он становится более плотным. И это неудивительно — ведь в результате компрессии можно достичь увеличения средней мощности неискаженного сигнала. По сути дела, компрессия сводится к автоматическому управлению усилением. Когда уровень сигнала становится слишком большим, усиление уменьшается, а при нормальном уровне сигнала усилению возвращается исходное значение.

Результат компрессии зависит от правильного выбора значений нескольких основных параметров. К важнейшим из них относятся:

порог срабатывания (threshold); коэффициент компрессии, или коэффициент сжатия (compression ratio); 3 компенсирующее усиление (makeup gain); время атаки (attack time); время восстановления (release time).

Рассмотрим подробнее перечисленные параметры.

Порог срабатывания определяет уровень, при превышении которого компрессор начинает управлять усилением (иногда говорят, что он находится в активном состоянии). До тех пор пока значение уровня сигнала меньше порогового, компрессор не воздействует на сигнал (компрессор находится в пассивном или выключенном состоянии). От величины порога зависит, коснется ли обработка только отдельных пиков, или сигнал будет подвергаться компрессии постоянно.

Коэффициент компрессии (сжатия) определяет степень сжатия динамического диапазона сигнала, имеющего уровень выше порогового. Численно он равен отношению уровня сигнала на выходе работающего компрессора к уровню сигнала на его входе. Например, коэффициент компрессии 2:1 означает, что изменение уровня входного сигнала на 2 дБ вызовет изменение уровня выходного сигнала только на 1 дБ. Часто на практике применяется именно такое отношение, хотя иногда приходится устанавливать и более высокие значения. Если коэффициент компрессии установлен, скажем, в пропорции 20:1 или больше, то получается режим ограничения. Это значит, что если на входе появляется сигнал, превышающий установленный уровень, то сигнал на выходе практически не будет усилен. Абсолютному ограничению соответствует коэффициент компрессии "Бесконечность: 1", но на практике величины отношений больше, чем 20:1, дают такой же эффект.

Время атаки определяет, насколько быстро компрессор будет реагировать на сигналы с уровнем выше порогового. При больших значениях параметра attack time компрессор, вероятнее всего, не будет успевать отслеживать резкие увеличения уровня входного сигнала. В сигнале на выходе компрессора будут присутствовать пики. Если значение параметра attack time мало, то можно практически исключить возникновение пиков сигнала при скачкообразном увеличении его уровня. Однако при этом звучание может стать недостаточно акцентированным.

Время восстановления — это время, за которое компрессор выходит из активного состояния после падения уровня сигнала ниже порогового. Если время восстановления слишком велико, то компрессор дольше находится в активном состоянии и воздействует на динамический диапазон даже тогда, когда это нежелательно. Это дает заметный на слух эффект пульсации звука, т. к. компрессия не приводит к сглаживанию сигнала. При малом времени восстановления обеспечивается более существенное сглаживание. Но в тех ситуациях, когда уровень входного сигнала постоянно колеблется в окрестностях порогового значения, возможно возникновение эффекта "захлебывания". Подбор оптимального времени восстановления основан на поиске компромисса. Обычно рекомендуется для инструментальной музыки в качестве грубого приближения и отправной точки для более тонкой настройки выбирать время восстановления порядка 500 мс. Это соответствует промежутку между двумя тактами при темпе 120 четвертей в минуту.

Компенсирующее усиление (makeup gain) бывает необходимо для того, чтобы восполнить ослабление сигнала, которое имеет место при некоторых видах динамической обработки. Например, если ограничить сигнал на уровне —5 дБ, то его динамический диапазон станет уже, ну, а звук — тише. Вот здесь-то и поможет усиление сигнала на 5 дБ.

Восприятие музыки зависит от динамического диапазона, т. к. динамика позволяет передать эмоциональное содержание. Если совершенно сгладить динамику, оставив один неизменный средний уровень, то получится музыка, которую неинтересно слушать.

Неопытный вокалист обычно допускает большие перепады в громкости. В результате некоторые слова тонут в общем звучании музыки, а другие, наоборот, слишком выделяются. Поэтому при записи вокала всегда используется компрессия.

Когда у вокалиста есть проблемы с шипящими звуками, а смена типа микрофона и его расположения не исправляет ситуацию, тогда при сведении стоит использовать компрессор в режиме деэсера, в котором устраняются свистящие и шипящие согласные в вокальной партии.

Если путем фильтрации при помощи внешнего эквалайзера подавить все низкие частоты, поступающие на вход канала управления, компрессор будет реагировать только на высокочастотные звуки. В таком случае сигнал, управляющий компрессором, формируется только из компонентов исходного аудиосигнала, составляющих свист и шипение. В этом и заключается принцип действия деэсера. Выбор частотных составляющих, на которые надо повлиять, производится на слух. Эквалайзер, включенный в канал управления компрессором, должен усиливать частоты в области 4—10 кГц. Однако нужно подобрать точную АЧХ. Для этого можно сначала прослушивать аудиосигнал без компрессии, пропуская его только через эквалайзер и настраивая его фильтры до тех пор, пока свистящий призвук не будет максимально слышен. Для этих целей подходят параметрические эквалайзеры.

В составе виртуального прибора динамической обработки программы Adobe Audition имеется фильтр, позволяющий реализовать деэсер. Несколько вариантов деэсера содержатся в фирменных пресетах, входящих в поставку программы.

Выбор частоты эквалайзера около 50 Гц поможет устранить "плевки" в записи вокала, вызванные взрывными согласными, из которых самая неприятная — "п". Но лучше все же постараться уменьшить "плевки" на этапе записи (при помощи микрофона с акустическими фильтрами или сетчатым экраном), чем потом пытаться исправить это при сведении.

Знакомимся с виртуальными приборами динамической обработки Adobe Audition



Знакомимся с виртуальными приборами динамической обработки Adobe Audition

В составе Adobe Audition имеются следующие виртуальные приборы динамической обработки:

Dynamic Range Processing — универсальная динамическая обработка; Hard Limiting — жесткий ограничитель.