Обработка звука в Adobe Audition 1.5



Обработка звука в Adobe Audition 1.5

         

Диалоговое окно Extract Audio from CD



Диалоговое окно Extract Audio from CD


Фактически окно Extract Audio from CD выполняет задачу, аналогичную той, для решения которой созданы многочисленные так называемые "граберы" — программы, позволяющие скопировать трек компакт-диска, превратив его в WAV-файл и сделав доступным для дальнейшего использования именно в этом качестве. Многие музыканты применяют подобные программы в процессе создания ремиксов.

Иногда с компакт-дисков заимствуют понравившиеся фрагменты и на их основе создают лупы (короткие фрагменты партии ударных инструментов, предназначенные для использования в циклическом режиме) и грувы (фрагменты партий мелодических инструментов).

Бывает, что с целого диска извлекают совсем короткий фрагмент — звучание единственной ноты в исполнении какого-нибудь инструмента. Затем на его основе с помощью специальных программ формируют все остальные ноты. Полученный таким образом инструмент в дальнейшем загружают в сэмплер и используют в своих композициях.

Конечно, применять средство превращения чужих композиций, записанных на CD, в доступные для редактирования WAV-файлы нужно чрезвычайно аккуратно, не нарушая ничьих авторских прав.

Рассмотрим назначение элементов диалогового окна Extract Audio from CD.

В раскрывающемся списке Device перечислены все имеющиеся в вашей системе устройства воспроизведения компакт-дисков. Нужно выбрать устройство, в котором установлен компакт-диск.

Примечание
Обращаем ваше внимание на то, что не все приводы CD-ROM поддерживают операцию извлечения аудиоданных с треков CD Digital Audio (в англоязычной литературе эту операцию принято называть "ripping"). Поэтому если вам не удастся добиться позитивного результата с помощью диалогового окна Extract Audio from CD, не торопитесь обвинять Adobe Audition. Скорее всего, дело в вашем приводе CD-ROM.

Есть еще один способ извлечения треков CD-DA: с помощью команды Open вы можете загружать их словно файлы с расширением cda. Однако способ загрузки треков посредством окна Extract Audio from CD можно считать более предпочтительным ввиду его большей гибкости. В вашем распоряжении имеются различные опции, которые в ряде случаев позволят извлечь треки даже с таким приводом CD-ROM, с которым команда Open не работает. Существует еще и функциональное отличие: с помощью команды Extract Audio from CD можно загружать заданные фрагменты аудиотреков CD-DA. С помощь команды Open аудиотреки CD-DA загружаются только целиком.

В группе Interface Options выбирают один из двух вариантов опций интерфейса: Generic Win32 или ASPI / SPTI.

Вариант ASPI / SPTI подойдет в том случае, когда у вашего привода CD-ROM есть интерфейс SCSI.

Если выбрать вариант ASPI / SPTI, то становятся доступны опции группы ASPI / SPTI Options:

Read Method — раскрывающийся список, в котором нужно подобрать метод чтения, дающий наилучшие результаты (варианты выбора: ММС -Read CD, SBC - ReadlO, Plextor (D8), D5, NEC); CD Speed — раскрывающийся список, предназначенный для выбора скорости чтения диска; Buffer Size — раскрывающийся список, позволяющий задать размер буфера для промежуточного хранения данных при чтении диска;

Swap Byte Order — флажок включения порядка чтения байтов данных, характерного для платформ DEC и Macintosh; для платформы PC этот флажок нужно снять; Swap Channels — флажок включения режима инверсии каналов: правый канал трека CD Digital Audio будет помещен в левый канал Adobe Audition, левый канал трека CD Digital Audio — в правый канал Adobe Audition; Spin Up Before Extraction — флажок принудительного включения вращения двигателя привода CD-ROM до начала считывания данных.

Опцию Generic Win32 в группе Interface Options выбирают в том случае, когда вариант ASPI / SPTI не дает положительных результатов.

В группе Source Selection можно выбрать два варианта загрузки данных: Track (Min:Sec:Frame) или Time (Min:Sec:Frame).

Если выбран переключатель Track (Min:Sec:Frame), в соответствующем списке нужно выделить один или несколько треков. Если при этом установлен флажок Extract to Single Waveform, то все аудиотреки, независимо от их количества, будут представлены в виде одной волновой формы (записаны в Adobe Audition последовательно друг за другом).

Если в группе Source Selection выбран переключатель Time (Min:Sec:Frame), то в Adobe Audition будет извлечен фрагмент заданной длины (значение которой задано в поле Length группы Range), начинающийся в заданный момент времени (значение которого задано в поле Start группы Range).

И начальный момент, и длина извлекаемого фрагмента указываются в формате минута:секунда:кадр (учтите, что для CD Digital Audio в одной секунде содержится 75 кадров).

Диаграмма, расположенная над счетчиками Start и Length, служит визуальным ориентиром того, где на аудиотреке располагается извлекаемый фрагмент.

Данные CD Digital Audio слабее, чем CD-ROM, защищены от возникновения ошибок при чтении из-за низкого качества записи, нарушения фазовой синхронизации, дефектов материала диска и т. п. При "нормальном" режиме работы привода CD-ROM, когда он воспроизводит диски CD-DA, корректирующие алгоритмы действуют непосредственно в электронной начинке привода. При извлечении треков CD-DA в компьютер по интерфейсам IDE или SCSI может требоваться программная коррекция.

Adobe Audition предусматривает использование корректирующих алгоритмов в процессе загрузки треков CD Digital Audio. В группе Error Correction следует выбрать опции коррекции данных при чтении диска:

CDDA Accurate — привод CD-ROM поддерживает аппаратную коррекцию ошибок при захвате треков CD-DA по интерфейсам IDE и SCSI (программная коррекция не требуется); No Correction — выключение программной коррекции; Jitter Correction — включение программной коррекции ошибок чтения, вызванных джиггером (случайным изменением взаимного сдвига фазопорных генераторов разных цифровых устройств [12]).

Если у вас современный привод CD-ROM, то, скорее всего, автоматически будет выбран первый вариант. Последний вариант, актуальный для устаревших приводов CD-ROM, выбирают при наличии щелчков и выпадений отсчетов в извлеченных звуковых данных.

Выбранный фрагмент трека или список треков, подлежащих извлечению, можно запомнить в виде пресета. Для добавления пресета в список Presets нужно нажать кнопку Add. Откроется чрезвычайно простое диалоговое окно, в котором вам нужно лишь указать имя создаваемого пресета. Для удаления пресета из списка нажмите кнопку Del.

Если вы хотите предварительно прослушать, как в Adobe Audition будет звучать извлеченный аудиоматериал, нажмите кнопку Preview (надпись на ней превратится в Stop, нажатие этой модифицированной кнопки приведет к прекращению предварительного прослушивания).

Для того чтобы привести в действие процедуру извлечения аудиоданных с трека CD Digital Audio в Adobe Audition, нужно нажать кнопку ОК.

Диалоговое окно Free Up Space in Temp Files



Диалоговое окно Free Up Space in Temp Files


В группе Clear some Undo Items or close some Waveform Files содержатся следующие два списка.

Waveform — перечень открытых аудиофайлов. Выделите файл, ненужный в настоящее время, и нажмите кнопку Close File. Undo History — предыстория функции Undo (применительно к выделенному в поле Waveform файлу). Выделите операцию, к которой вам не потребуется больше возвращаться, и нажмите кнопку Clear Undo(s).

В группе Lower Hard Drive Reserves можно задать минимальный объем свободного дискового пространства на первом (Primary) и втором (Secondary) аудиодисках. Эти значения вводятся в соответствующих полях Reserve в мегабайтах. Нажатием кнопки Set New Reserves вы укажете программе на то, что установлены новые параметры зарезервированной памяти.

В поле Total Available Space отображается общий объем свободной дисковой памяти.

Когда в процессе работы с Adobe Audition свободного места на дисках становится мало, программа автоматически откроет диалоговое окно Free Up Space in Temp Files, и вы сможете нажать кнопку Cancel Last Operation, отменив последнюю операцию (для завершения которой на диске не хватило пространства). Затем вы должны средствами рассматриваемого диалогового окна или операционной системы освободить пространство на диске, чтобы можно было продолжить работу с редактором Adobe Audition.

Диалоговое окно Open a Waveform



Диалоговое окно Open a Waveform


Кроме элементов, традиционных для окон открытия файлов в любых Windows-приложениях, это окно содержит дополнительные опции, которые следует упомянуть.

В раскрывающемся списке Recent Folders перечислены те каталоги (папки), к которым вы обращались ранее, открывая файлы. Для того чтобы быстро перейти от одного каталога к другому, достаточно выбрать в этом списке необходимую строку.

Примечание
Если в вашем распоряжении нет подходящих для упражнений файлов, воспользуйтесь файлами из папки EXAMPLES на диске, сопровождающем книгу (например, ЕХ0201 WAV или ЕХ02_02 WAV) Первые две цифры в имени файла означают номер главы книги, к которой относится пример (либо где впервые упоминается), следующие две цифры — порядковый номер примера в главе

При установленном флажке Show File Information в окне Open a Waveform будет отображаться информация о формате выделенного звукового файла, продолжительности его звучания и объеме памяти, занятой им

Если установлен флажок Auto Play, то при выделении звукового файла в раскрывающемся списке Recent Folders он начнет воспроизводиться. Выделенный файл также можно прослушать, нажав кнопку Play.

Adobe Audition поддерживает множество различных форматов звуковых файлов и даже позволяет загружать файлы неизвестных форматов с произвольными расширениями, как бы полагая, что для представления звука в них используется импульсно-кодовая модуляция (РСМ). Перед загрузкой такого файла, заголовок которого для Adobe Audition неизвестен, программа предложит вам самостоятельно определить частоту сэмплирования, количество каналов (моно/стерео) и разрешающую способность представления звуковых данных. Если после загрузки файла он будет звучать "не так, как надо" (слишком замедленно, с шумом, либо слышен только сплошной шум), а вы точно уверены, что в этом файле хранятся именно звуковые отсчеты, то следует пробовать загружать этот файл еще и еще, перебирая каждый раз параметры его формата.

Возвращаясь к окну Open a Waveform, следует заметить, что при установленном флажке Don't ask for further details программа Adobe Audition не станет запрашивать у вас сведения о представлении звуковых данных в формате неизвестного ей типа, а будет считать, что файл имеет такой же формат, как и предыдущий загруженный.

В раскрывающемся списке Тип файлов (в нерусифицированных версиях ОС — Files of type) выбирается тип звукового файла (по умолчанию WAV).

Заметим, что программа Adobe Audition умеет загружать один за другим сразу несколько звуковых файлов. Для этого в окне открытия файла нужно выделить имена всех интересующих вас файлов и нажать кнопку Открыть (Open). Помеченные файлы по очереди будут загружены в программу. Каждый из них разместится на отдельной странице главного окна программы.

Наверное, теперь следует рассказать о том, как можно выделить сразу несколько файлов. Это делается очень просто. Выделите щелчком мыши файл из числа тех, которые вы собираетесь загружать. Теперь нажмите клавишу <Ctrl> и удерживайте ее. Перемещая курсор по списку доступных файлов при помощи клавиш управления курсором, установите его на другой файл, который нужно загрузить, и нажмите клавишу <пробел>. Теперь выделенными окажутся уже два файла. Подведите курсор к очередному файлу и так же пометьте его. Можно поступить и по-другому: удерживая клавишу <Ctrl> нажатой, "перещелкайте" все необходимые названия файлов левой кнопкой мыши. Повторяйте процедуру столько раз, сколько необходимо. После того как выделенными окажутся все нужные файлы, клавишу <Ctrl> можно отпустить. Теперь смело нажимайте клавишу <Enter> или кнопку Открыть (Open). Все выделенные файлы загрузятся.

Следующая команда меню File — Open As (Открыть как) — аналогична предыдущей за исключением того, что в процессе загрузки звуковые данные, хранящиеся в выбранном файле, можно конвертировать в другой формат (задать новую частоту сэмплирования, разрядность и количество каналов). После того как в окне Open a Waveform As вы выберете один или несколько файлов и нажмете кнопку Открыть (Open), откроется диалоговое окно Open File(s) As (рис. 2.3), в котором вы можете задать новый формат загружаемого файла (или файлов).



Диалоговое окно Open File(s) As



Диалоговое окно Open File(s) As


В списке Sample Rate выберите частоту дискретизации (сэмплирования).

В группе Channels выберите режим: моно (Mono) или стерео (Stereo).

В группе Resolution выберите разрешающую способность: 8-битное (8-bit), 16-битное (16-bit) или 32-битное с плавающей точкой (32-bit (float)) представление сигнала.

Примечание
Новый формат выбирается вовсе не в раскрывающемся списке Тип файлов (Files of type) окна Open a Waveform As, как иногда думают пользователи. Этот список— всего лишь логический фильтр, ускоряющий поиск необходимого файла известного вам типа

Преобразование формата аудиоданных начнется после того, как в окне Open File(s) As вы нажмете кнопку ОК. Процесс может занять довольно много времени, т. к. он состоит из нескольких операций. Их число и содержание зависят от соотношения исходного и заданного формата файла. Вас это не должно заботить, программа автоматически задаст необходимый набор операций и выполнит их все. О начале и ходе очередной операции вас оповестит окно прогресс-индикатора. Когда необходимые преобразования будут завершены, загруженная и преобразованная в процессе загрузки волновая форма появится на рабочем поле главного окна.

В программе Adobe Audition предусмотрена возможность и полностью автоматического конвертирования формата заранее заданной последовательности файлов. Об этом вы можете прочесть в [10, разд 3.8]

Что касается форматов файлов — наверняка вам известно о существовании форматов аудиофайлов, в которых применяются различные методы сжатия объема, занимаемого аудиоинформацией (например, форматы МРЗ, Real Audio, Microsoft ADPCM и др.). В подавляющем большинстве методов сжатия звуковой информации используется сжатие с потерями: качество фонограммы ухудшается, но зато она занимает меньший объем.

Примечание
Ни при каких обстоятельствах не используйте сжатие для хранения промежуточных аудиофайлов проекта!

Пример того, как нельзя поступать выполнили запись с микрофона, сохранили файл в МРЗ. Через какое-то время открыли файл, чтобы удалить из него шумы и выполнить динамическую обработку. Вновь сохранили файл в формате МРЗ. Затем использовали этот файл в мультитрековом проекте, а результат сведения опять сохранили в МРЗ Качество звука в описанном отрицательном примере будет стремительно деградировать при каждом сохранении файла. Чтобы избежать этого, используйте формат Windows PCM

Теперь о способе представления звуковых отсчетов в таких файлах. Понятно, что если запись выполняется с микрофона (в 99,99% случаев — монофонического), то имеет смысл использовать монофонический формат. Другое дело, если в процессе обработки изначально монофоническая запись получит стереофонические свойства (всевозможные эффекты, в которых применяется задержка). В этом случае ваша фонограмма должна иметь стереофонический формат еще до начала обработки. Если вы не собираетесь применять эффекты, придающие фонограмме стереофонические свойства, в режиме редактирования волновой формы, а хотите использовать эффекты реального времени при сведении мультитрекового проекта, то изменять монофонический формат волновой формы на стереофонический не нужно. Поток звуковых данных с выходов эффектов будет поступать на стереофонический аудиопорт или шину. Поэтому звучание стереофонических эффектов не будет зависеть от формата, в котором представлены исходные монофонические данные.

Важный вопрос — разрешающая способность. Трудно представить, где сейчас могут применятся 8-битные звуковые файлы. Мы будем рассматривать только 16-битный и 32-битный с плавающей точкой форматы, используемые для представления звуковых данных при редактировании в Adobe Audition. 16-битный формат следует использовать в том случае, когда запись изначально имеет низкое качество. Понятно, что если запись выполнена с помощью мультимедийного микрофона, подключенного к микрофонному входу звуковой карты, то о сохранении каких-то тонких нюансов, полученных в ходе обработки изначально низкокачественного звука, речь не идет.

Другое дело, если, вы обладаете высококачественным звукозаписывающим оборудованием и подготовленным для звукозаписи помещением. Используйте 32-битный формат, это поможет избежать накопления погрешностей при многократном применении всевозможных эффектов.

Учимся работать с файлами, волновыми формами и воспроизводить звук



Учимся работать с файлами, волновыми формами и воспроизводить звук

В программе Adobe Audition предусмотрены два принципиально различных режима работы:

редактирование отдельных монофонических или стереофонических волновых форм; мультитрековое редактирование, при котором из отдельных волновых форм, как из кубиков, можно составить композицию.

У каждого режима есть свое главное меню и главное окно (Edit Waveform View и Multitrack View соответственно). По сути дела, это два различных по назначению звуковых редактора, объединенных в функциональный комплекс. Основным режимом работы для Adobe Audition является мультитрековый. Именно в этом режиме находится программа после запуска. Технологию работы с Adobe Audition как с мультитрековым редактором, поддерживающим многоканальную запись, в целом можно сформулировать так:

выполнение одноканальной записи (методом наложения) или многоканальной записи в мультитрековом режиме; редактирование записанных волновых форм, а также волновых форм, полученных извне (например, из библиотеки сэмплов, с треков CD Digital audio или с саундтрека цифрового видео) в режиме Edit Waveform View; возврат в мультитрековый режим, монтаж и сведение композиции на основе отредактированных волновых форм с применением эффектов реального времени и средств автоматизации.

При таком подходе работа над композицией начинается и заканчивается в мультитрековом режиме (Multitrack View), но связующим звеном в технологической цепочке является режим Edit Waveform View.

Приступим к освоению средств программы, доступных пользователю в процессе редактирования отдельных монофонических или стереофонических волновых форм в главном окне Edit Waveform View

Главное окно программы в режиме Edit Waveform View



Главное окно программы в режиме Edit Waveform View


В верхней части главного окна расположена панель инструментов, внешний вид и состав которой можно формировать по своему усмотрению, размещать на ней или исключать из нее те или иные инструменты (кнопки, соответствующие командам главного меню).

Примечание
Выбор инструментов, отображаемых в главном окне, производится с помощью подменю Toolbars меню View.

Чтобы узнать о назначении какого-либо инструмента, нужно подвести к нему указатель мыши и оставить неподвижным на некоторое время (примерно на 1 с); рядом с инструментом высветится подсказка, содержащая перечень функций, которые он выполняет. Мы не будем останавливаться на назначении инструментов, т. к. их набор не является постоянным, а сами они полностью дублируют пункты главного меню, которые, в свою очередь, подробно рассмотрены в книге [10].

Обратим ваше внимание только на левую кнопку панели инструментов. Эта кнопка — еще один способ перехода от режима редактирования отдельных волновых форм (главное окно в этом режиме называется Edit Waveform View) к мультитрековому режиму (Multitrack View). Вид кнопки меняется в зависимости от того, какой режим является текущим. В режиме Edit Waveform View она выглядит так:

На рис. 2.1 видно не заполненное никакой информацией рабочее поле. Оно свободно лишь потому, что вы еще не загрузили в память программы звуковой файл. Если считать звуковой файл с диска или записать звук с любого из доступных входов звуковой карты, то в этом поле отобразится волновая форма. К рассказу о работе с этим полем мы вернемся сразу после того, как в нашем распоряжении окажется звуковой файл.

В главном окне есть еще несколько элементов и инструментов, но рассказывать о них сейчас не имеет смысла. Сначала нужно заполнить главное окно волновой формой. Для этого есть несколько возможностей. Волновую форму можно загрузить из файла, вставить из буфера обмена и, наконец, записать.

Извлекаем аудиоданные в Adobe Audition с треков CD-Digital Audio



Извлекаем аудиоданные в Adobe Audition с треков CD-Digital Audio

Команда File > Extract Audio from CD открывает диалоговое окно (рис. 2.17), предназначенное для извлечения аудиоданных с компакт-диска (CD Digital Audio) в программу Adobe Audition.



Маркер установлен в район позиции...



Маркер установлен в район позиции 7-го отсчета

Если точнее, то следует сказать, что маркер находится в позиции отсчета № 0:07.000. Это хорошо видно на дисплее отображения текущей позиции.


Теперь, если вы нажмете кнопку

Наблюдаем волновые формы и воспроизводим файл



Наблюдаем волновые формы и воспроизводим файл

Итак, воспользовавшись командой File > Open, вы загрузили файл (например, файл ЕХ02_01.WAV из папки EXAMPLES с диска, сопровождающего книгу) со звуковыми данными. После этого вид главного окна программы изменится. На рабочем поле появится графическое изображение (осциллограмма) звукового сигнала — волновая форма Возможный вид стереофонической волновой формы показан на рис 2.5



Стереофоническая волновая форма

Очищаем дисковое пространство от лишних файлов



Очищаем дисковое пространство от лишних файлов

Команда File > Free Up Space in Temp Files открывает диалоговое окно (рис. 2.16), предназначенное для очистки и резервирования дискового пространства.



Окно диалога Save Waveform As



Окно диалога Save Waveform As


Первая особенность — наличие кнопки Options Ее нажатие открывает окно, вид которого зависит от формата звукового файла. Для некоторых форматов кнопка Options недоступна. Опции дополнительного окна тоже бывают разными, например, предназначенными для выбора способа сжатия звуковой информации.

Вторая особенность — наличие флажка Save extra non-audio information (Сохранять дополнительную незвуковую информацию). Если он установлен, то в звуковом файле, кроме спецификации формата и самой волновой формы, будет записана такая информация, как, например, название композиции, сведения об авторских правах и многое другое

Следующая команда Save Copy As меню File аналогична команде Save As за исключением того, что файл сохраняется в другой папке.

Команда File > Save Selection сохраняет в файле только выделенный фрагмент волновой формы

Команда Save All, также предназначенная для сохранения файлов, в режиме Edit Waveform View доступна только в том случае, если ранее вы применяли команду загрузки файлов с объединением волновых форм Open Append. Она позволяет сохранить все объединенные волновые формы в одном файле. Собираясь применить эту команду, сосредоточьтесь. Программа не запрашивает имя файла, содержащего объединенную волновую форму. Файл с объединенной волновой формой будет сохранен под именем файла, загруженного первым (к которому вы присоединили все остальные) Может случиться неприятность' исходный файл будет затерт. Конечно, утраченное можно постараться восстановить. Но чтобы это сделать, придется основательно потрудиться, вырезая все присоединенные волновые формы

Команда Revert to Saved (Вернуться к сохраненному) бывает полезной в том случае, если вы решили сразу отказаться от всех изменений, внесенных после последнего сохранения звуковых данных на диске или последнего выполнения команд загрузки. Проще говоря, команда Revert to Saved загружает файл, имя которого в данный момент отображается в заголовке главного окна. При выполнении этой операции программа запросит у вас подтверждение сохранения текущей волновой формы в файле

Команда Close закрывает редактируемый файл. Вернее, она освобождает память программы от редактируемой волновой формы. Программа возвращается в исходное состояние.

Команда Close All (Waves and Session) закрывает все файлы всех сессий.

Команда Close Only Non-Session Waveforms закрывает любые открытые аудиофайлы, не используемые в текущей сессии (не вставленные в многоканальную среду).

Открываем файлы



Открываем файлы

Команда File > Open позволяет открыть звуковой файл. При этом на экране появляется диалоговое окно Open a Waveform (рис. 2.2).



Панель Selection/View Controls



Панель Selection/View Controls


Эти поля ввода организованы в таблицу, содержащую две строки и три столбца.

В верхней строке (Sel) отображаются (и могут быть отредактированы) временные параметры выделенного фрагмента волновой формы, а в нижней (View) — временные параметры фрагмента волновой формы, отображаемого на экране.

Левый столбец (Begin) соответствует начальному моменту фрагмента волновой формы, средний (End) — конечному. В правом столбце (Length) содержится информация о протяженности фрагмента.

Для того чтобы точно задать позицию маркера, щелкните левой кнопкой мыши в поле ввода, находящемся на пересечении строки Sel и столбца Begin, сделав это поле ввода доступным для редактирования. Введите необходимое число и нажмите клавишу <Enter>. Хотя мы воспользовались инструментом для выделения фрагмента волновой формы, нам удалось применить его для точного позиционирования маркера.

Чтобы определить границы выделенного участка с высокой точностью, нужно задать их в полях ввода, находящихся на пересечении строки Sel и двух столбцов:

Begin (левая граница выделенного фрагмента волновой формы); End (правая граница выделенного фрагмента волновой формы).

Для определения границ выделенного или отображаемого фрагмента можно задать его начало и конец. Этот способ мы только что рассмотрели. Но можно действовать и по-другому: задать левую границу фрагмента и его протяженность. Для этого предназначены поля ввода в столбце Length. Следует знать, что в любом случае только две из трех величин, характеризующих временные параметры фрагмента волновой формы, являются независимыми. Если вы задали координату правой границы фрагмента, то число в поле ввода его протяженности программа определит автоматически. И наоборот.

Способ задания границ фрагмента вводом числовых значений точнее графического, но не всегда удобен и может замедлять вашу работу с волновой формой. Пользоваться графическим способом проще и быстрее.

Как мы уже отметили, для установки маркера нужно щелкнуть на рабочем поле главного окна только один раз. Если же сделать двойной щелчок, то выделится тот фрагмент волновой формы, который отображается в окне программы. Если вы хотите выделить часть этого фрагмента (еще более короткий участок фонограммы), то воспользуйтесь следующей рекомендацией.

Подведите указатель мыши к началу (или концу) фрагмента и нажмите ее левую кнопку. Не отпуская кнопку, подведите указатель мыши к концу (или началу) фрагмента. Отпустите кнопку. Результат проделанной работы будет напоминать картинку, представленную на рис. 2.9.



Панель Transport Controls



Панель Transport Controls


С помощью кнопок панели Transport Controls осуществляется управление записью, воспроизведением и отображением волновых форм. Рассмотрим их назначение подробнее.

Play View — воспроизводится только фрагмент волновой формы, отображенный на экране. Когда указатель текущей позиции достигнет правой границы видимой области волновой формы, воспроизведение прекратится, а указатель текущей позиции возвратится к левой границе области волновой формы. Play from Cursor to End of View — воспроизведение начинается от маркера и завершается, когда указатель текущей позиции достигнет правой границы видимой области волновой формы. Если имеется выделенный фрагмент волновой формы, то воспроизведен будет только он, а по окончании воспроизведения указатель текущей позиции возвратится к началу выделенного фрагмента. Play from Cursor to End of File — воспроизведение начинается от маркера и завершается в конце волновой формы. Play Entire File — воспроизводится вся волновая форма.

Щелчком правой кнопки мыши на кнопке Rewind вы откроете меню, в котором можно выбрать скорость перемотки. Верхние две строки этого меню соответствуют переменной скорости перемотки: чем дольше вы удерживаете нажатой кнопку Rewind, тем быстрее происходит перемотка. При выборе любой из оставшихся строк установится фиксированная скорость перемотки.

Если нажать кнопку Rewind во время воспроизведения волновой формы, в обратном направлении будет перемешаться не маркер, а указатель текущей позиции. На слух полученный результат будет напоминать работу реального лентопротяжного устройства в режиме обратной перемотки. Когда вы отпустите кнопку, воспроизведение продолжится с того места, к которому успел переместиться указатель текущей позиции.





Панель Zoom Controls



Панель Zoom Controls


Масштаб отображения волновой формы по горизонтали задается при помощи кнопок:



Разрешаем другим приложениям использовать открытый файл



Разрешаем другим приложениям использовать открытый файл

Работая с Windows-приложениями, вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда с файлом, открытым в данный момент в одном приложении, нужно выполнить какие-либо операции в другом приложении. Однако не всегда Windows позволит вам сделать это. Например, файл с документом, открытым в Microsoft Word, не удастся перенести в другой каталог, воспользовавшись программой Total Commander.

Команда File > Flush Virtual File освобождает для использования другим Windows-приложением файл, открытый в программе Adobe Audition.

Режим редактирования отдельных звуковых отсчетов



Режим редактирования отдельных звуковых отсчетов


Эти линии помогают ориентироваться в том, какой вид будет иметь сигнал, прошедший цифроаналоговый преобразователь (ЦАП) звуковой карты (включая фильтр нижних частот [12]) Вы, наверное, уже догадались, что эти квадратики можно перетащить мышью в вертикальном направлении. Именно так и осуществляется редактирование формы сигнала на микроуровне. Можно вернуться к нормальному масштабу (редактирование на уровне огибающей амплитуды, а не на уровне отдельных отсчетов), неоднократно нажимая кнопку

Рабочее поле главного окна, в котором отображается волновая форма, представляет собой координатную плоскость

По горизонтальной оси откладываются единицы времени Выбор единиц измерения времени предоставлен пользователю. Для этого предназначено подменю View > Display Time Format. Доступны следующие форматы представления времени:

Decimal (mm:ss:ddd) — в привычной форме (минуты:секунды:миллисе-кунды); Compact Disc 75 fps — в стандарте CD Digital Audio с частотой 75 кадров в секунду; SMPTE 30 fps — в стандарте SMPTE (часы:минуты:секунды:кадры) с частотой 30 кадров в секунду; SMPTE Drop(29.97 fps) — в стандарте SMPTE с частотой 29,97 кадра в секунду; SMPTE 25 fps (EBU) — в стандарте SMPTE с частотой 25 кадров в секунду; SMPTE 24 fps (Film) — в стандарте SMPTE с частотой 24 кадра в секунду; Samples — при помощи номеров цифровых отсчетов звука (от начала волновой формы); Bars and Beats — в музыкальных тактах и долях тактов; Custom — в пользовательском формате SMPTE, для которого можно задать произвольную частоту кадров.

При выборе в этом подменю новой строки меняются:

оцифровка горизонтальной оси рабочего поля главного окна; формат отображения времени на табло, в полях ввода, в информационных полях главного окна и диалоговых окон.

Если выбран монофонический формат волновой формы, то в рабочем поле будет отображаться только один трек. При стереофоническом формате будут отображаться два трека, расположенных друг под другом: трек, соответствующий левому каналу, — вверху, правому — внизу.

Оцифровка вертикальной оси (каждого из треков в отдельности) соответствует диапазону значений отсчетов сигнала. Для 16-битного сигнала этот диапазон ограничен значениями —32 768 и 32 767, а для 8-битного — 0 и 255. Для удобства пользователей предусмотрены еще три варианта разметки вертикальной оси системы координат:

в процентах от максимального допустимого значения отсчета сигнала, соответствующего 100%; нормализованная разметка — в виде правильных десятичных дробей (единице соответствует максимальное допустимое значение отсчета сигнала); в децибелах.

Единицы измерения размаха волновой формы переключаются командами подменю View > Vertical Scale Format.

Сейчас речь идет о главном окне программы в режиме отображения волновой формы. В окне может отображаться не сама волновая форма, а ее текущий спектр. В этом случае по вертикальной оси откладываются значения частоты, а не значения отсчетов сигнала.

В самом низу главного окна расположена строка статуса, в полях которой отображаются данные об уже записанном звуке. Слева отображается режим, в котором находится программа: Stopped (останов), Playing (воспроизведение), Recording (запись).

В поле Data Under Cursor отображаются текущие координаты указателя мыши. С наибольшей пользой это поле можно применять для оценки уровня сигнала в характерных точках. Для этого достаточно нацелить на одну из них указатель мыши.

В следующем поле (Sample Format) содержится напоминание о том, какой формат был выбран при создании волновой формы (например, 44100 16-bit Stereo — 44,1 кГц, 16 бит, стерео)

Далее слева направо расположены поля, в которых отображаются:

объем памяти, занятой звуковым файлом (поле File Size); общая продолжительность волновой формы (поле File Size [time]); объем свободной памяти на тех логических дисках, где созданы временные каталоги для хранения копий звукового файла, формируемых программой во время текущей сессии (поля Free Space[K]) и Free Space[time]).

В правом поле (Keyboard Modifiers) отображается состояние клавиатуры.

В процессе записи/воспроизведения содержимое полей изменяется, информируя вас о состоянии дел.

Если отвлекают цифры, мелькающие в полях строки статуса, вы можете выключить отображение всех или некоторых из этих полей. Щелкните правой кнопкой мыши на строке статуса и в открывшемся контекстном меню сбросьте флажки у тех полей, которые вы не хотите видеть.

Итак, теперь вы знаете, как управлять отображением волновой формы в главном окне программы.

Собираем на одном треке последовательность волновых форм



Собираем на одном треке последовательность волновых форм

Команда File > Open Append, как и команда File > Open, предназначена для открытия файлов. Однако при загрузке одного или нескольких файлов с диска командой Open Append волновые формы окажутся размещенными на одном треке (в случае монофонического формата аудиоданных) или на одной паре треков (при стереофоническом формате) последовательно друг за другом. Иными словами, эта команда служит для объединения нескольких исходных волновых форм, хранящихся в различных файлах, в один результирующий файл.

На рис. 2.13 и 2.14 показано содержимое двух страниц главного окна после того, как вы загрузите файлы с именами EX02_01.WAV и EX02_02.WAV из папки EXAMPLES двумя последовательными командами Open. На рис. 2.15 иллюстрируется применение команды Open Append к файлу EX02_02.WAV (файл EX02_01.WAV загружен заранее).

Позиция, в которой начинается вторая волновая форма, отмечена вертикальной пунктирной линией красного цвета и надписью с именем файла.



Сохраняем и закрываем файлы



Сохраняем и закрываем файлы

Команда Save меню File сохраняет редактируемый файл на диске с тем же именем, с которым он был загружен с диска. Если файл был создан командой New, то вместо команды Save выполнится следующая команда меню File — Save As.

Команда Save As сохраняет файл с именем, которое определит пользователь. После выбора этой команды открывается диалоговое окно Save Waveform As (рис. 2.4), которое содержит стандартные элементы управления, но имеет две особенности.



Страница главного окна с волновой формой из файла ЕХ02_01 WAV



Страница главного окна с волновой формой из файла ЕХ02_01 WAV




Страница главного окна с волновой формой из файла ЕХ02_02 WAV



Страница главного окна с волновой формой из файла ЕХ02_02 WAV




Волновые формы, объединенные командой Open Append



Учимся работать с файлами



Учимся работать с файлами

Команды, обеспечивающие работу с файлами, содержатся в меню File. Перечислим их:

New — создать новый файл; Open — открыть существующий файл; Open As — открыть файл, переопределив его атрибуты; Open Append — открыть файл в дополнение к уже открытому (добавляемая волновая форма размещается следом за уже находящейся в окне редактора); Extract Audio from Video — извлечь саунд-трек из видеофайла и загрузить его в Adobe Audition; Extract Audio from CD — извлечь трек с диска CD-Digital Audio и загрузить его в Adobe Audition; Revert to Saved — вернуться к последнему сохраненному файлу; NП Close — закрыть текущий редактируемый файл; Close All (Waves and Session) — закрыть все файлы и текущую мультитрековую сессию; Close Only Non-Session Waveforms — закрыть любые открытые аудиофайлы, не используемые в текущей мультитрековой сессии; Save — сохранить файл с прежним именем; Save As — сохранить файл с именем, заданным пользователем;П Save Copy As — сохранить копию файла; Save Selection — сохранить в файле только выделенный фрагмент волновой формы; Save All — последовательно сохранить все открытые в настоящее время волновые формы и сессии; Batch File Convert — конвертировать форматы файлов в пакетном режиме; Flush Virtual File — освободить открытый файл для использования другим приложением; Free Up Space in Temp Files — открыть окно с информацией об объем есвободной памяти на жестком диске, предназначенное для очистки и резервирования дискового пространства; Exit — закрыть программу Adobe Audition.

Управляем отображением волновой формы



Управляем отображением волновой формы

Перед тем как пристальнее вглядеться в волновую форму, договоримся о двух терминах маркер и указатель текущей позиции. Оба эти объекта выглядят на экране как обычные отрезки вертикально направленных прямых линий. Правда, маркер — пунктирная линия, а указатель текущей позиции — сплошная.

Маркер указывает то место (т. е. время) в волновой форме, с которого начнется запись или воспроизведение. Маркер виден только в статическом состоянии программы — в режиме Stopped.

Указатель текущей позиции, напротив, существует и виден только в динамических режимах: при воспроизведении и записи. Он указывает на графическом изображении волновой формы то место, запись или воспроизведение которого происходит в текущий момент времени.

На рис. 2.5 временная позиция характеризуется номером отсчета (поэтому в числах на горизонтальной оси много нулей).

Часто бывает так, что изображение всей волновой формы не умещается на рабочем поле главного окна: видна только его часть. Чтобы помочь вам сориентироваться в том, какая именно часть волновой формы видна, над ее изображением расположена диаграмма, светлый прямоугольник которой обозначает отображаемую область (назначение диаграммы подобно назначению полосы прокрутки). Перемещая этот прямоугольник с помощью мыши, можно "перематывать" волновую форму. Если вся диаграмма светлого цвета, значит, в окне отображается вся волновая форма. Размер прямоугольника относится к размеру всей диаграммы, как длительность отображаемого фрагмента к длительности всей волновой формы. Щелкните на диаграмме правой кнопкой мыши. Появится контекстное меню, с помощью которого можно управлять масштабом отображения волновой формы.

Примечание
Диаграмма сама по себе является инструментом Ее длина от начала до конца соответствует длине всей волновой формы Ярко-зеленая подвижная область — ползунок — соответствует отображаемому в данный момент участку волновой формы. Если в окне отображается вся волновая форма, то ползунок занимает всю длину линейки и перемещаться ему некуда. Как только вы уменьшите масштаб отображения волновой формы по горизонтали (Zoom Out Horizontally), уменьшится и длина ползунка. Захватив мышью ползунок, можно прокручивать волновую форму. А если захватить границу ползунка и передвинуть ее, то изменится граница отображаемой части волновой формы, и, соответственно, масштаб отображения волновой формы по горизонтали

Захватите мышью горизонтальную координатную шкалу — шкалу времени, расположенную под волновой формой (указатель мыши примет форму руки), и переместите ее в нужном направлении, "перематывая" волновую форму влево или вправо. Кстати, у шкалы времени есть еще одна не менее полезная функция — эффективный способ уменьшения горизонтального масштаба отображения волновой формы. Если, удерживая нажатой правую кнопку мыши, выделить фрагмент шкалы, то после того, как кнопка мыши будет отпущена, выделенный фрагмент "растянется" на весь экран

Масштабом отображения волновой формы по вертикали и горизонтали можно управлять и с помощью инструментов панели Zoom Controls (рис 2.6)



Воспроизводим файл и "перематываем" волновую форму



Воспроизводим файл и "перематываем" волновую форму

По умолчанию в левой нижней части главного окна расположена панель с кнопками, напоминающими магнитофонные. Это панель управления, иногда называемая транспортной панелью (рис. 2.12). Ее, как и некоторые другие панели главного окна, можно отстыковать от других панелей и границ главного окна. Панель станет самостоятельной (плавающей), у нее появится название (в данном случае — Transport Controls), ее можно перемещать в любое место главного окна. Можно вновь пристыковать ее к другим панелям. Напомним о том, что опции перемещения плавающих панелей выбираются на вкладке General, а цветовое решение — на странице Controls вкладки Colors диалогового окна Settings.



Выделенный фрагмент стереофонической волновой формы



Выделенный фрагмент стереофонической волновой формы


Если потребуется изменить границы выделенной области волновой формы, то совсем необязательно повторять описанную выше последовательность действий. Как только вы щелкнете левой кнопкой мыши на волновой форме, весь труд по выделению звукового фрагмента пропадет. Чтобы этого не произошло, для уточнения границ ранее выделенной области воспользуйтесь либо левой кнопкой мыши в сочетании с клавишей <Shift>, либо правой кнопкой мыши (в зависимости от того, какие установки вы выбрали в группе Edit View Right-Clicks вкладки General диалогового окна Settings).

Итак, вы выделили фрагмент волновой формы. Если теперь нажать кнопку

Выделенный фрагмент волновой формы левого канала



Выделенный фрагмент волновой формы левого канала


Команда Edit > Select Entire Wave (<Ctil> + <A>) выделяет всю волновую форму Волновые формы, загруженные в программу, но находящиеся на неактивных страницах, не выделяются. Если выделенную волновую форму вставить в мультитрековую среду, то в ней она тоже будет выделенной.

Вероятно, вы уже заметили, что при воспроизведении по изображению волновой формы пробегает сплошная вертикальная линия. Это и есть указатель текущей позиции — он показывает на фонограмме фрагмент, воспроизводимый в данный момент. При определенных условиях (когда отображаемый в окне фрагмент значительно меньше всей волновой формы и включен особый режим воспроизведения) отображение воспроизводимого участка фонограммы происходит довольно интересно — вертикальная линия стоит посередине окна, а перемещается само изображение волновой формы

В главном окне программы можно редактировать волновую форму на уровне отдельных звуковых отсчетов (микроуровне) Иногда это может быть очень полезно, например, если нужно удалить короткую импульсную помеху (щелчок) А можно вручную нарисовать звуковую волну и использовать ее в будущем для создания собственного музыкального инструмента, обладающего уникальным тембром

Познакомимся с этим режимом редактирования на практике. Чтобы редактировать волновую форму на микроуровне, нужно установить соответствующий масштаб. Нажимая кнопку

Знакомимся с главным окном Edit Waveform View



Знакомимся с главным окном Edit Waveform View

После первого запуска программа находится в мультитрековом режиме. Чтобы переключиться в режим редактирования волновой формы, нажмите клавишу <F12> или воспользуйтесь командой View > Edit Waveform View главного меню. Если теперь закрыть программу Adobe Audition и запустить ее вновь, то программа окажется в том режиме, в котором она была закрыта

Главное окно Adobe Audition в режиме Edit Waveform View будет выглядеть так, как показано на рис 2.1