Последний уровень – уровень приложений, на котором определяются взаимодействующие стороны, учитывается авторизация пользователя, определяется качество обслуживания (quality of service) и, собственно, обеспечивается выполнение прикладных задач, таких, как обмен файлами, электронными письмами и т.д. Уровень приложения – это не само приложение, хотя зачастую программы выполняют некоторые функции Application layer.
Уже упоминались многие протоколы этого уровня: FTP, HTTP, telnet. Этот список легко продолжить, например, протоколы POP3 и SMTP для получения и отправки электронных писем, или протоколы DNS (Domain Name System, служба имен доменов), обеспечивающие преобразование числовых IP- адресов в текстовые доменные имена и обратно. Хотя Internet с технической точки зрения построен на основе IP-адресации, текстовые имена понятнее и легче запоминаются, а потому гораздо более распространены среди обычных пользователей.
Рассмотрим принцип работы DNS более подробно. Все привыкли обращаться к, например, web-серверам по доменному имени. С другой стороны для установления соединения требуется IP-адрес. Так, при обращении к серверу www.ru устанавливается TCP-соединение с хостом 194.87.0.50.
Поскольку в сети огромное количество серверов, DNS-имена являются иерархическими, иначе с ними было бы очень затруднительно работать. Иерархические части имени записываются через точку. Первый уровень указывается последним. Первоначально существовало 7 трехбуквенных доменов первого уровня:
com – commercial (коммерческие организации);
org – non-profit (некоммерческие организации);
net – network service (организация работы сети);
edu – educational (образование, зачастую – американские университеты);
int – international (международные организации);
gov – government (правительство, организации американского правительства);
mil – military (военные, американские военные организации).
Кроме того, для каждой страны был заведен двухбуквенный домен, например, ru - Россия, su – СССР, us – США, fr – Франция и т.д. В последнее время вводятся новые доменные имена верхнего уровня, такие, как biz и info.
Как уже было сказано ранее, в оперативной памяти компьютера находится ARP-таблица. В ней содержатся MAC-адрес удаленной машины и соответствующий ему IP-адрес. Для просмотра этой таблицы используется команда arp. Например, arp –a выводит все известные MAC- адреса.
Существует два типа записей в ARP-таблице – статический и динамический. Статическая запись вносится вручную и существует до тех пор, пока вручную же не будет удалена, или компьютер (маршрутизатор) не будет перезагружен.
Динамическая запись появляется при попытке отправить сообщение на IP- адрес, для которого неизвестен MAC-адрес. В этом случае формируется ARP-запрос, который позволяет этот адрес определить, после чего соответствующая динамическая запись добавляется в ARP-таблицу. Храниться там она будет не постоянно. После определенного времени она будет автоматически удалена, если к данному IP-адресу не было обращений. Задержка на получение MAC-адреса составляет порядка нескольких миллисекунд, так что для пользователя это будет практически незаметно, зато появляется возможность отследить изменения в конфигурации сети (в соответствии IP- и MAC-адресов).
Этот класс используется для особых задач (multicast-группы). Диапазон адресов – 224.0.0.0-239.255.255.255.
Этот класс адресов зарезервирован для применения в будущем. Диапазон адресов – 240.0.0.0-247.255.255.255.
Два адреса в каждой подсети являются зарезервированными. IP-адрес, в котором вся хост-часть состоит из бинарных нулей, используется для обозначения адреса самой сети. Например, сеть класса A может иметь адрес 112.0.0.0, а компьютер, подключенный к ней, – адрес 112.2.3.4. Адрес сети используется роутерами для задания маршрута.
Второй зарезервированный адрес – броадкаст-адрес (broadcast). Этот адрес применяется, когда источник хочет послать данные всем устройствам в локальной сети. Для этого хост-часть заполняется бинарными единицами. Например, для рассмотренной сети 112.0.0.0 это будет адрес 112.255.255.255, а для сети класса B 171.10.0.0 броадкаст-адрес будет выглядеть как 171.10.255.255. Данные, посланные по адресу 171.10.255.255, будут получены всеми устройствами в сети 171.10.0.0.
Физический уровень пересылает просто набор сигналов – битов. При этом не учитывается, что несколько компьютеров, подключенных к одной среде передачи данных (например, к одному кабелю), могут начать одновременно передавать информацию в виде электрических импульсов, что, очевидно, приведет к смешению сигналов. Поэтому одной из задач Data layer (канальный уровень) является проверка доступности среды передачи. Также этот уровень отвечает за доставку фреймов между источником и адресатом в пределах сети с одной топологией. Для обеспечения такой функциональности Data layer разделяют на два подуровня:
логическая передача данных (Logical Link Control, LLC);
управление доступом к среде (Media Access Control, MAC).
LLC отвечает за переход со второго уровня на более высший – третий сетевой уровень.
MAC отвечает за передачу данных на более низкий уровень – Physical layer.
Рассмотрим эти подуровни более подробно.
traceroute to netserv1.chg.ru (193.233.46.3), 30 hops max, 38 byte packets 1 n3-core.mipt.ru (194.85.80.1) 1.508 ms 0.617 ms 0.798 ms 2 mipt-gw-eth0.mipt.ru (193.125.142.177) 2.362 ms 2.666 ms 1.449 ms 3 msu-mipt-atm0.mipt.ru (212.16.1.1) 5.536 ms 5.993 ms 10.431 ms 4 M9-LYNX.ATM6-0.11.M9-R2.msu.net (193.232.127.229) 12.994 ms 7.830 ms 6.816 ms 5 Moscow-BNS045-ATM4-0-3.free.net (147.45.20.37) 12.228 ms 7.041 ms 8.731 ms 6 ChgNet-gw.free.net (147.45.20.222) 77.103 ms 75.234 ms 92.334 ms 7 netserv1.chg.ru (193.233.46.3) 96.627 ms 94.714 ms 134.676 ms |
Пример 16.1. |
Закрыть окно |
import java.io.*; import java.net.*; public class NetServer { public static final int PORT = 2500; private static final int TIME_SEND_SLEEP = 100; private static final int COUNT_TO_SEND = 10; private ServerSocket servSocket; public static void main(String[] args) { NetServer server = new NetServer(); server.go(); } public NetServer() { try{ servSocket = new ServerSocket(PORT); } catch(IOException e) { System.err.println("Unable to open Server Socket : " + e.toString()); } } public void go() { // Класс-поток для работы с //подключившимся клиентом class Listener implements Runnable { Socket socket; public Listener(Socket aSocket) { socket = aSocket; } public void run() { try { System.out.println("Listener started"); int count = 0; OutputStream out = socket.getOutputStream(); OutputStreamWriter writer = new OutputStreamWriter(out); PrintWriter pWriter = new PrintWriter(writer); while (count<COUNT_TO_SEND) { count++; pWriter.print(((count>1)?",":"")+ "Say" + count); sleeps(TIME_SEND_SLEEP); } pWriter.close(); } catch(IOException e) { System.err.println("Exception : " + e.toString()); } } } // Основной поток, циклически выполняющий метод accept() System.out.println("Server started"); while (true) { try { Socket socket = servSocket.accept(); Listener listener = new Listener(socket); Thread thread = new Thread(listener); thread.start(); } catch(IOException e) { System.err.println("IOException : " + e.toString()); } } } public void sleeps(long time) { try { Thread.sleep(time); } catch(InterruptedException e) { } } } |
Пример 16.2. |
Закрыть окно |
import java.io.*; import java.net.*; public class NetClient implements Runnable { public static final int PORT = 2500; public static final String HOST = "localhost"; public static final int CLIENTS_COUNT = 5; public static final int READ_BUFFER_SIZE = 10; private String name = null; public static void main(String[] args) { String name = "name"; for (int i=1; i<=CLIENTS_COUNT; i++) { NetClient client = new NetClient(name+i); Thread thread = new Thread(client); thread.start(); } } public NetClient(String name) { this.name = name; } public void run() { char[] readed = new char[READ_BUFFER_SIZE]; StringBuffer strBuff = new StringBuffer(); try { Socket socket = new Socket(HOST, PORT); InputStream in = socket.getInputStream(); InputStreamReader reader = new InputStreamReader(in); while (true) { int count = reader.read(readed, 0, READ_BUFFER_SIZE); if (count==-1) break; strBuff.append(readed, 0, count); Thread.yield(); } } catch (UnknownHostException e) { e.printStackTrace(); } catch (IOException e) { e.printStackTrace(); } System.out.println("client " + name + " read : " + strBuff.toString()); } } |
Пример 16.3. |
Закрыть окно |
import java.io.*; import java.net.*; public class DatagramDemoServer { public static final int PORT = 2000; private static final int LENGTH_RECEIVE = 1; private static final byte[] answer = ("received").getBytes(); private DatagramSocket servSocket = null; private boolean keepRunning = true; public static void main(String[] args) { DatagramDemoServer server = new DatagramDemoServer(); server.service(); } public DatagramDemoServer() { try { servSocket = new DatagramSocket(PORT); } catch(SocketException e) { System.err.println("Unable to open socket : " + e.toString()); } } protected void service() { DatagramPacket datagram; InetAddress clientAddr; int clientPort; byte[] data; while (keepRunning) { try { data = new byte[LENGTH_RECEIVE]; datagram = new DatagramPacket(data, data.length); servSocket.receive(datagram); clientAddr = datagram.getAddress(); clientPort = datagram.getPort(); data = getSendData(datagram.getData()); datagram = new DatagramPacket(data, data.length, clientAddr, clientPort); servSocket.send(datagram); } catch(IOException e) { System.err.println("I/O Exception : " + e.toString()); } } } protected byte[] getSendData(byte b[]) { byte[] result = new byte[b.length+answer.length]; System.arraycopy(b, 0, result, 0, b.length); System.arraycopy(answer, 0, result, b.length, answer.length); return result; } } |
Пример 16.4. |
Закрыть окно |
IP-адрес представляется 32-битным бинарным числом, которое часто записывают в виде 4 десятичных чисел, от 0 до 255 каждое. Например: 60.13.54.11, 130.154.201.1, 194.11.3.200. Логически он состоит из двух частей – адреса машины (host) и адреса сети (network). Сетевая часть IP-адреса показывает, к какой сети принадлежит адресат, а хост-часть (host) идентифицирует сетевое устройство в этой сети. Компьютеры с одинаковой сетевой частью находятся в одной локальной сети, а потому могут легко обмениваться данными. Если же у них различные network-ID, то, даже находясь в одном физическом сегменте, они обычно не могут "увидеть" друг друга.
Так как IP-адрес состоит из 4-х октетов (так называют эти числа, поскольку 256=28), один, два или три первых октета могут использоваться для определения сетевого адреса, остальные задают host-части. Для удобства выделения адресов пользователям (ведь, как правило, организации требуется их сразу несколько), было введено 5 классов адресов. Их обозначают латинскими буквами от A до E. В открытых сетях используются первые три из них.
В таблице 16.2 дано примерное разбиение IP-адресов на сетевую (N) и машинную (H) части в зависимости от класса сети.
Класс A |
N |
H |
H |
H |
Класс B |
N |
N |
H |
H |
Класс C |
N |
N |
N |
H |
Начнем с утилиты, которая позволяет просматривать, проверять и изменять сетевые настройки. Обычно эти настройки включают в себя информацию 3-го (сетевого) уровня – IP-адрес, маску подсети и т.д. Для работы с ними в ОС Windows можно использовать команду ipconfig. Она выдает информацию об IP- адресе, маске подсети (netmask), роутере по умолчанию (default gateway). Задав дополнительный параметр -all, можно получить более подробную информацию – имя компьютера, имя домена, тип сетевой карты, MAC-адрес и т.д.
В ОС Solaris для получения IP-адреса и прочих сетевых настроек используется команда ifconfig. Она также показывает название интерфейса, IP-адреса, маску подсети, MAC-адрес.
В классе A для идентификации сети, к которой принадлежит адрес, используется первый октет, причем, первый бит всегда равен 0. Остальные октеты задают адрес хоста. Таким образом, адрес сети класса A может быть в диапазоне 0-126. 127-й адрес зарезервирован для специального использования – все адреса, начинающиеся со 127, считаются локальными для сетевого адаптера, то есть всегда отправитель сам является и получателем. Остальные свободные три октета применяются для задания адреса хоста в данной сети. Это означает, что в одной сети может быть использовано до 224 адресов (из них два крайних, то есть 0 и 224-1, зарезервированы, они рассматриваются ниже). Стало быть, в каждой из 127 сетей класса A можно адресовать 16,777,214 машин.
Диапазон адресов 10.0.0.0-10.255.255.255 в публичных сетях не используется. Эти адреса специально зарезервированы для применения в локальных сетях и глобальными маршрутизаторами не обрабатываются.
В сети класса B первые два октета (причем, первый бит всегда равен 1, второй – 0) используются для определения сети, последние два октета – для определения адреса хоста. Диапазон адресов сети класса B лежит в пределах от 128.0.x.x до 191.255.x.x, что дает 16,384 таких сетей. В каждой из них может быть не более 65,534=216-2 адресов (два крайних адреса исключаются).
В этой подсети зарезервированными для локального использования являются следующие адреса: 172.16.0.0-172.31.0.0.
Диапазон сети класса C определяется первыми тремя октетами (первые биты всегда 110). И в десятичном виде эта сеть может начинаться со 192 по 223. Для определения адреса хоста используется последний октет. Таким образом, в каждой из 2,097,152 сетей класса C может быть задействовано 28 (без двух крайних) или 254 адреса.
Зарезервированными для локального использования являются следующие адреса: 192.168.0.0-192.168.255.255.
Этот подуровень был создан для обеспечения независимости от существующих технологий. Он обеспечивает обмен данными с сетевым (третьим) уровнем вне зависимости от физической среды передачи данных. LLC получает данные с сетевого уровня, добавляет в них служебную информацию и передает пакет для последующей инкапсуляции и обработки протоколом уровня MAC. Например, это может быть Ethernet, Token Ring, Frame Relay.
Этот подуровень обеспечивает доступ к физическому уровню. Для передачи пакетов по сети необходимо организовать идентификацию компьютеров в сети. Для этого у каждого компьютера на канальном уровне определен уникальный адрес, который еще иногда называют физическим адресом, или MAC-адресом.
Он записан в энергонезависимой памяти сетевой карты) и задается производителем. Длина MAC-адреса 48 бит, или 6 байт (каждый байт состоит из 8 бит), которые записываются в шестнадцатеричном формате. Первые 3 байта называются OUI (Organizational Unique Identifier), организационный уникальный идентификатор. Этот номер выдается каждому производителю сетевого оборудования международной организацией IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers, Институт инженеров по электротехнике и радиоэлектронике, источник многих стандартов и спецификаций). Последние 3 байта являются идентификационным номером самой сетевой карты. Производитель гарантирует, что все его адаптеры имеют различные номера. Такая система адресов гарантирует, что в сети не будет двух компьютеров с одинаковыми физическими адресами.
Записываться физический адрес может в разных форматах, например: 00:00:B4:90:4C:8C, 00-00-B4-90-4C-8C, 0000.B490.4C8C – разные производители используют разные стандарты. Рассмотрим, например, адрес 0000.1c12.3456. Здесь 0000.1с – идентификатор производителя, а 12.3456 – идентификатор сетевой карты.
Один из самых распространенных протоколов MAC-уровня – протокол Ethernet. В сетях, построенных на его основе, применяется специальный метод для организации доступа к среде передачи данных – CSMA/CD (carrier sense multiply access/collision detect, коллективный доступ с опознаванием несущей и обнаружением коллизий). Предполагается, что основой сети является общая шина (например, коаксиальный кабель), к которой подключены все компьютеры. В результате сообщение, отправленное одной машиной, доставляется всем подключенным сетевым устройствам. CSMA/CD описывает целый комплекс мер, необходимых для предотвращения и корректной обработки коллизий (collision), то есть ситуаций, когда несколько компьютеров одновременно начали передачу данных. Очевидно, что в таком случае никто не сможет получить корректную информацию из сети.
Утилита netstat позволяет определить, какие порты открыты и по каким портам происходит передача данных между узлами сети. Например, если запустить web-браузер и открыть для просмотра web-страницу, то, запустив netstat, можно увидеть следующую строку:
TCP mycomp:3687 www.ru:http ESTABLISHED
В проведенном примере первое значение – TCP – тип протокола (может быть TCP или UDP), далее следует имя локальной машины и локальный порт, www.ru:http – имя удаленного хоста и порта, к которому производится обращение (поскольку использовался порт по умолчанию для протокола HTTP, то отображается не его числовое значение 80, а имя протокола), ESTABLISHED – показывает, что TCP-соединение установлено.
В ОС Windows с помощью команды netstat –an можно получить список всех открытых портов (параметр –n не определяет DNS-имя, а выводит только IP-адрес). Из примера выше видно, что установленных соединений нет, а все открытые порты находятся в состоянии "прослушивания", т.е. к этому порту можно обратиться для установки соединения. TCP-порт 139 отвечает за установку Netbios-сессий (например, для передачи данных через "сетевое окружение").
В ОС Solaris для получения информации об используемых портах также применяется утилита netstat. Формат вывода практически одинаков.
В предыдущей лекции мы рассмотрели второй уровень в модели OSI. Одним из ограничений этого уровня является использование "плоской" одноуровневой модели адресации. При попытке построить большую сеть, применяя для идентификации компьютеров MAC-адреса, мы получим огромное количество broadcast-трафика. Протокол, который поддерживается третьим уровнем, задействует иерархическую структуру для уникальной идентификации компьютеров.
Для примера представим себе телефонную сеть. Она также имеет иерархическую адресацию. Например, в номере +7-095-101-12-34 первая цифра обозначает код страны, далее идет код области/города(095), а затем указывается сам телефон (101-12-34). Последний номер также является составным. 101 – это код станции, куда подключен телефон, а 12-34 определяет местоположение телефона. Благодаря такой иерархической структуре мы можем определить расположение требуемого абонента с наименьшими затратами. Иерархическая адресация для компьютерной сети также должна позволять устанавливать связь между разрозненными и удаленными сетями.
На сетевом уровне (Network layer) существует несколько протоколов, которые позволяют передавать данные между сетями. Наиболее распространенным из них на сегодняшний день является IP. Его предшественник, протокол IPX, сейчас уже практически не используется в публичных сетях, но его можно найти в частных, закрытых сетях.
Основное устройство, применяемое на 3-м уровне, называется роутером (router), или маршрутизатором. Он соединяет удаленные локальные сети (LAN), образуя глобальную сеть (Wide area network, WAN). Роутер имеет два или более сетевых интерфейса и таким образом подключен сразу к нескольким локальным сетям. Получив пакет с локального устройства или компьютера, принадлежащего к одной из LAN, роутер просматривает заголовок третьего уровня. На основании полученной информации роутер принимает решение, что делать с пакетом. Если получатель пакета находится в той же локальной сети, что и отправитель, роутер игнорирует его, поскольку сообщение, как уже рассматривалось, доставляется средствами более низкоуровневых протоколов (например, Ethernet).
В течение последних нескольких десятилетий размеры и количество сетей значительно выросли. В 80-х годах существовало множество типов сетей. И практически каждая из них была построена на своем типе оборудования и программного обеспечения, зачастую не совместимых между собой. Это приводило к значительным трудностям при попытке соединить несколько сетей (например, различный тип адресации делал эти попытки практически безнадежными).
Эта проблема была рассмотрена Всемирной организацией по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) и было принято решение разработать модель сети, которая могла бы помочь разработчикам и производителям сетевого оборудования и программного обеспечения действовать сообща. В результате в 1984 г. была создана модель OSI – модель взаимодействия открытых систем (Open Systems Interconnected). Она состоит из семи уровней, на которые разделяется задача организации сетевого взаимодействия. Схематично они представлены в таблице 16.1.
Layer 7 | Уровень приложений | Данные (data) |
Layer 6 | Представительский уровень | Данные (data) |
Layer 5 | Сессионный уровень | Данные (data) |
Layer 4 | Транспортный уровень | Сегмент (segment) |
Layer 3 | Сетевой уровень | Пакет (packet) |
Layer 2 | Уровень передачи данных | Фрейм (frame) |
Layer 1 | Физический уровень | Бит (bit) |
Хотя сегодня существуют разнообразные модели сетей, большинство разработчиков придерживается именно этой общепризнанной схемы.
Рассмотрим процесс передачи информации между двумя компьютерами. Программное обеспечение формирует сообщение на уровне 7 (приложений), состоящее из заголовка и полезных данных. В заголовке содержится служебная информация, которая необходима уровню приложений адресата для обработки пересылаемой информации (например, это может быть информация о файле, который необходимо передать, или операции, которую нужно выполнить). После того, как сообщение было сформировано, уровень приложений направляет его "вниз" на представительский уровень (layer 6). Полученное сообщение, состоящее из служебной информации уровня 7 и полезных данных, для уровня 6 представляется как одно целое (хотя уровень 6 может считывать служебную информацию уровня 7). Протокол представительского уровня выполняет необходимые действия на основании данных, полученных из заголовка уровня приложений, и добавляет заголовок своего уровня, в котором содержится информация для соответствующего (6-го) уровня адресата. Полученное в результате сообщение передается далее "вниз" сеансовому уровню, где также добавляется служебная информация. Дополненное сообщение передается на следующий транспортный уровень и т.д. на каждом последующем уровне (схематично это представлено на рис.16.1). При этом служебная информация может добавляться не только в начало сообщения, но и в конец (например, на 3-м уровне, рис.16.2). В итоге получается сообщение, содержащее служебную информацию всех семи уровней.
Перейдем к рассмотрению средств Java для работы с сетью.
Классы, работающие с сетевыми протоколами, располагаются в пакете java.net, и простейшим из них является класс URL. С его помощью можно сконструировать uniform resource locator (URL), который имеет следующий формат:
protocol://host:port/resource
Здесь protocol – название протокола, используемого для связи; host – IP-адрес, или DNS-имя сервера, к которому производится обращение; port – номер порта сервера (если порт не указан, то используется значение по умолчанию для указанного протокола); resource – имя запрашиваемого ресурса, причем, оно может быть составным, например:
ftp://myserver.ru/pub/docs/Java/JavaCourse.txt
Затем можно воспользоваться методом openStream(), который возвращает InputStream, что позволяет считать содержимое ресурса. Например, следующая программа при помощи LineNumberReader считывает первую страницу сайта http://www.ru и выводит ее на консоль.
import java.io.*; import java.net.*;
public class Net { public static void main(String args[]) { try { URL url = new URL("http://www.ru"); LineNumberReader r = new LineNumberReader(new InputStreamReader(url.openStream())); String s = r.readLine(); while (s!=null) { System.out.println(s); s = r.readLine(); } System.out.println(r.getLineNumber()); r.close(); } catch (MalformedURLException e) { e.printStackTrace(); } catch (IOException e) { e.printStackTrace(); } } }
Из примера мы видим, что работа с сетью, как и работа с потоками, требует дополнительной работы с исключительными ситуациями. Ошибка MalformedURLException появляется в случае, если строка c URL содержит ошибки.
Более функциональным классом является URLConnection, который можно получить с помощью метода класса URL.openConnection(). У этого класса есть два метода – getInputStream() (именно с его помощью работает URL.openStream()) и getOutputStream(), который можно использовать для передачи данных на сервер, если он поддерживает такую операцию (многие публичные web-серверы закрыты для таких действий).
Как видно из общей схемы расположения уровней в модели OSI, физический уровень (Physical layer) самый первый. Этот уровень описывает среду передачи данных. Стандартизируются физические устройства, отвечающие за передачу электрических сигналов (разъемы, кабели и т.д.) и правила формирования этих сигналов. Рассмотрим по порядку все составляющие этого уровня.
Большая часть сетей строится на кабельной структуре (хотя существуют сети, основанные на передаче информации с помощью, например, радиоволн). Сейчас существуют различные типы кабелей. Наиболее распространенные из них:
телефонный провод;
коаксиальный кабель;
витая пара;
оптоволокно.
Телефонный кабель начал использоваться для передачи данных со времен появления первых компьютеров. Главным преимуществом телефонных линий было наличие уже созданной и развитой инфраструктуры. С ее помощью можно передавать данные между компьютерами, находящимися на разных материках, так же легко, как и вести разговор людям, которые находятся за много тысяч километров друг от друга. На сегодняшний день использование телефонных линий также остается популярным. Пользователи, которых устраивает небольшая скорость передачи данных, могут получить доступ к Internetу со своих домашних компьютеров. Основными недостатками использования телефонного кабеля является небольшая скорость передачи, т.к. соединение происходит не напрямую, а через телефонные станции. При этом требование к качеству передаваемого сигнала при передаче данных значительно выше, чем при передаче "голоса". А так как большинство аналоговых АТС не справляется с этой задачей (уровень "шума", или помех, и качество сигнала оставляет желать лучшего), то скорость передачи данных очень низкая. Хотя при подключении к современным цифровым АТС можно получить высокую и надежную скорость связи.
Коаксиальный кабель использовался в сетях еще несколько лет назад, но сегодня это большая редкость. Такой тип кабеля по строению практически идентичен обычному телевизионному коаксиальному кабелю – центральная медная жила отделена слоем изоляции от оплетки. Некоторые отличия есть в электрических характеристиках (в телевизионном кабеле используется кабель с волновым сопротивлением 75 Ом, в сетевом – 50 Ом).
Для выявления различных неполадок в сети существует несколько утилит, которые позволяют определить, на каком уровне модели OSI произошел сбой, или указаны неверные настройки сетевых протоколов. Одна из таких утилит – ping.
Эта утилита позволяет определить ошибки на сетевом уровне (layer 3), используя протокол ICMP (Internet Control Message Protocol) – протокол межсетевых управляющих сообщений. Формат использования этой утилиты довольно прост: ping 194.87.0.50 (где 194.87.0.50 – IP-адрес удаленного компьютера). Если сеть работает корректно, в результате выводится время ожидания прихода ответа от удаленного компьютера и время жизни пакета (TTL, time to live, количество "хопов", после которого пакет был бы отброшен; этот параметр показывает, сколько оставалось допустимых переходов у пакета-ответа).
Протокол ICMP находится на стыке двух уровней – сетевого и транспортного. Основной принцип действия этого протокола – формирование ICMP эхо-запроса (echo-request) и эхо-ответа (echo-reply). Запрос эха и ответ на него может использоваться для проверки достижимости хоста- получателя и его способности отвечать на запросы. Также прохождение эхо-запроса и эхо-ответа проверяет работоспособность основной части транспортной системы, маршрутизацию на машине источника, работоспособность и корректную маршрутизацию на роутерах между источником и получателем, а также работоспособность и правильность маршрутизации получателя.
Таким образом, если на посланный echo-request возвращается корректный echo-reply от машины, которой был послан запрос, можно сказать, что транспортная система работает корректно. И если браузер не может отобразить web-страницу, то проблема, по всей видимости, не в первых трех уровнях модели OSI.
Из примера видно, что по умолчанию размер посылаемого пакета - 32 байта, далее выводится время задержки ответа и TTL. В этом примере показано успешное выполнение команды ping. В случаях, когда запросы echo request посылаются, но echo reply не возвращаются, выводится сообщение об истечении времени ожидания ответа.
Введение классов сетей во многом упростило задачу распределения адресов по организациям. Но не всегда имеет смысл использовать, например, целую сеть класса C, если в ней реально будет размещено лишь 10 компьютеров. Для более рационального использования сетей организуют подсети.
Адрес подсети включает в себя сетевую часть от сети класса A, B или C и так называемое поле подсети (subnet field). Для этого значения выделяют дополнительные биты, принадлежащие хост-части (то есть для адреса подсети может быть использовано до 3-х октетов из сети класса A, до 2-х из сети класса B, и 1 для C, соответственно). Таких битов может быть минимально один (таким образом одна сеть разделяется на две подсети), а максимально столько, чтобы для хост-части оставалось еще два бита (иначе подсеть будет состоять лишь из двух служебных адресов - адреса подсети и броадкаст-адреса). Для сетей класса A это дает от 1 до 22 битов, для B – от 1 до 14 битов, для C – от 1 до 6.
Разбиение на подсети уменьшает также размеры броадкаст-доменов, что необходимо, иначе для сети класса A броадкаст-запрос может рассылаться на 16 миллионов компьютеров. И если каждый из них пошлет хотя бы по одному такому запросу, нагрузка на сеть будет чрезмерно большой. Если же компьютер находится в выделенной подсети, то в соседние сети и подсети роутер пересылать броадкаст-запрос не будет, вследствие чего экономится полоса пропускания физических каналов связи.
Для определения длины адреса подсети используется специальное понятитие – маска подсети. Это число определяет, какая часть IP-адреса применяется для задания сетевой и подсетевой части. Маску подсети можно определить следующем образом. Запишем IP-адрес в бинарном виде. Все разряды, относящиеся к network- и subnet-части, заменим на 1, все значения, относящиеся к host-части,– на 0. В результате получим маску подсети.
Например, маска подсети для целой сети класса A будет выглядеть как 255.0.0.0, для сети класса B: 255.255.0.0, для сети класса C – 255.255.255.0. Для разделения на подсети, как было сказано выше, нужно некоторые биты хост-части выделить для поля подсети. Например, маска 255.255.255.192 определяет подсеть класса C, для которой количество хостов будет равно 62.
Как было рассмотрено, для протокола IP достаточно знать IP-адрес, чтобы обработать сообщение. Оба протокола транспортного уровня, TCP и UDP, дополнительно используют порты (port) для взаимодействия с вышестоящими уровнями. Порт описывается числом от 0 до 65535 и позволяет операционной системе распределять пакеты, приходящие на транспортный уровень, между различными прикладными программами. Предположим, пользователь одновременно скачивает файл с FTP-сервера и работает с удаленным сервером базы данных. От обоих этих серверов пользовательская машина будет получать по сети пакеты и необходимо правильно передавать их соответствующим приложениям (FTP-клиенту и БД-клиенту).
Часть портов зарезервирована под стандартные приложения. Например, для FTP зарезервирован порт 21, для telnet – 23, для HTTP – 80. Далее приведен список распределения портов:
порты меньше 255 используются для публичных сервисов;порты из диапазона 255-1023 назначаются компаниями-разрабочиками для приложений;номера свыше 1023 – не регулируемые.
Таким образом, говоря об установленном TCP-соединении, имеют ввиду 4 числа: IP-адрес и порт одной стороны и те же параметры второй стороны. Например, если пользователь со своей машины 194.11.22.33 обратился через браузер к web-серверу 213.180.194.129, то это означает, что установлено соединение 194.11.22.33:10123-213.180.194.129:80 (номер 10123 выбран произвольно – используется любой незанятый порт).
Используется также термин "сокет" (socket), под которым подразумевается пара "IP-адрес:порт" – адресная "точка" для сетевых обращений.
Этот уровень отвечает за представление данных, пересылаемых по сети. Он обеспечивает следующую функциональность: data formatting (presentation, то есть преобразование данных в понятный получателю формат), data encryption (шифрование), data compression (сжатие данных). Presentation layer выполняет одну или все эти функции во время передачи сообщений между 7-м и 5-м уровнями. Приведем пример использования уровня представлений.
Предположим, хост-получатель использует EBCDIC (кодировка, применяемая на крупных IBM-серверах для передачи символов в виде чисел), а хост- отправитель – ASCII (традиционная кодировка для персональных компьютеров). Presentation layer будет обеспечивать преобразование пересылаемых данных между этих машинами.
Для обеспечения безопасности при передаче частной информации через публичные сети необходимо шифрование данных. Один из распространенных протоколов, используемых для этой цели, – SSL (Secured Sockets Layer) – может быть отнесен к уровню представлений.
Если канал связи обладает низкой пропускной способностью, целесообразно применять компрессию данных. Представительский уровень, используя математические алгоритмы, позволяет уменьшить объем передаваемых данных. Что касается высокоскоростных каналов, то для них использование компрессии может потребовать значительных вычислительных мощностей при больших объемах трафика.
Когда формируется пакет для отправления, на сетевом уровне закладывается IP-адрес получателя. Однако для передачи на нижестоящий канальный уровень также нужно знать MAC-адрес. Для определения соответствия IP-адресу MAC-адреса существует ARP-протокол (Address Resolution Protocol, протокол определения адресов). Он работает следующим образом.
Формируется специальный широковещательный (broadcast) запрос. Он рассматривался выше, его особенность в том, что его получают все устройства, подключенные к этой локальной сети. В таком запросе MAC-адрес получателя состоит из одних бинарных единиц, а в поле IP-адреса записывается именно тот адрес, для которого требуется определить MAC-адрес. Когда некий компьютер получает такой запрос, он сравнивает указанный IP-адрес со своим. Если они различаются, сообщение игнорируется. Если они равны, то формируется ответ, в котором по всем правилам указаны IP- и MAC-адреса отправителя, то есть искомой машины.
Для того, чтобы не нагружать широковещательными запросами сеть, ARP-протокол поддерживает специальную ARP-таблицу, которая находится в оперативной памяти и хранит соответствие между IP- и MAC-адресами. После удачного определения MAC-адреса какого-нибудь узла сети делается соответствующая запись в таблицу, чтобы при следующей отсылке пакета не пришлось снова рассылать broadcast-запросы. Спустя некоторое время запись удаляется. Это позволяет автоматически подстраиваться под изменения в сети, ведь у какого-то узла могли изменить MAC- или IP-адрес. Если отправитель не находит IP-адрес получателя в ARP-таблице, то снова формируется и отправляется ARP-запрос.
Протокол RARP (Reverse ARP – обратный ARP) действует наоборот – он известному MAC-адресу сопоставляет IP-адрес. Это необходимо, например, для работы таких протоколов, как BOOTP (Bootstrap Protocol, протокол автоматической настройки) и DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol, протокол динамической конфигурации хостов). Их назначение – облегчить задачи системному администратору. Они позволяют не вводить IP-адрес в каждый компьютер локальной сети, а назначают их сами в автоматическом режиме. При загрузке очередной машины посылается broadcast-запрос – противоположный ARP-запросу. Если в ARP-запросе идет опрос "IP получателя известен, MAC получателя – ???", то в RARP-запросе "MAC получателя известен, IP - ???". Если в сети есть DHCP-сервер, он отвечает на RARP-запрос, указывая IP-адрес для этого компьютера (особенно это эффективно при большом количестве компьютеров).
Оба эти протокола работают в рамках лишь локальной сети, поскольку все пакеты, направляемые в другие сети, обрабатываются и маршрутизируются роутером, поэтому знать MAC-адрес не требуется (отправитель указывает MAC-адрес самого роутера).
Для просмотра и редактирования таблицы маршрутов используется утилита route. Типичный пример таблицы маршрутизации на персональном компьютере:
Для ОС Windows:
route print
В таблице маршрутизации указывается сеть, маска сети, маршрутизатор, через который доступна эта сеть, интерфейс и метрика маршрута. Из приведенной таблицы видно, что маршрут по умолчанию доступен через маршрутизатор 192.168.1.1. Сеть 192.168.1.0 с маской 255.255.255.0 является локальной сетью.
При добавлении маршрута можно использовать следующую команду.
route ADD 157.0.0.0 MASK 255.0.0.0 157.55.80.1
157.0.0.0 – удаленная сеть, 255.0.0.0 – маска удаленной сети, 157.55.80.1 – маршрутизатор, через который доступна эта сеть. Примерно такой же синтаксис используется при удалении маршрута: route DELETE 157.0.0.0.
В ОС Solaris для просмотра таблицы маршрутизации используется немного другая команда – netstat –r.
Добавление и удаление маршрутов выполняется командой route: route add –net 157.6 157.6.1.20, где 157.6 – сокращенный адрес подсети, а 157.6.1.20 – маршрут, по которому эта сеть доступна. Также удаление маршрутов в таблице маршрутизации: route del –net 157.6.
После транспортного уровня пакет поступает на уровень сессий. Когда приложения, запущенные на различных машинах, начинают взаимодействовать через сеть, то между ними происходит множество мини-"переговоров", обменов, диалогов, из которых и состоит сетевая сессия.
Session layer координирует установление и завершение соединений и сессий между приложениями.
TCP/IP представляет собой комбинацию двух уровней, TCP и IP. IP – протокол третьего уровня – обеспечивает наилучшую, но не гарантированную доставку данных через сеть. TCP – протокол четвертого уровня – позволяет эту гарантию обеспечить. Поэтому совместно они могут предоставить большее количество сервисов.
Работа по TCP-протоколу начинается с установления соединения. Два компьютера (один из них инициатор соединения, второй – принимающий) обмениваются специальными пакетами в три этапа. Условно их можно назвать "запрос", "подтверждение" и "подтверждение на подтверждение". Такая процедура необходима, чтобы при получении какого-нибудь старого пакета (например, делается вторая попытка установить соединение) не возникало никаких неоднозначностей.
После успешного установления соединения участники могут начать обмениваться данными. Рассмотрим пример HTTP-сервера, который отправляет HTML-страницу клиенту. Текст может быть слишком длинным, чтобы уместиться в один пакет, поэтому первая задача уровня TCP – разбить сообщение на несколько пакетов, а на стороне отправителя – собрать их опять в единое целое. Поскольку очередность пакетов несомненно важна, каждый получает порядковый номер.
Следующая задача протокола 2 – обеспечить гарантированную доставку. Делается это с помощью следующей процедуры. Отправитель посылает пакет с номером n и начинает ждать. Получатель в случае успешного прихода пакета n, отправляет подтверждение о получении ("квитанцию"), в котором также указывает номер n. Если отправитель в течение определеннного времени (тайм-аута) не получает подтверждения, он считает пакет n потерянным и отсылает его еще раз.
Разумеется, отправителю неэффективно просто ждать, пока получатель получит и обработает каждый пакет по одному. Поэтому процедура усложняется, вводится специальное понятие – "окно" (window). Окно имеет некоторый размер, предположим, 10. Это означает, что передача начинается с отсылки 10 первых пакетов. Получатель может принять их не в том порядке, в каком они были отосланы. Тем не менее, на каждый успешно полученный пакет отсылается подтверждение с указанием номера такого пакета. Если отправитель отослал уже все 10 пакетов, но квитанция о получении пакета 1 так и не пришла, то передача приостанавливается, а по прошествии тайм-аута первый пакет считается потерянным и пересылается еще раз. Если же подтверждения приходят регулярно, то отправляются новые пакеты, но не более 10 единовременно.
Этот алгоритм носит название "скользящего окна". Если представить, что все пакеты выстроены в ряд, то окно "скользит" по нему, определяя, какие пакеты готовы для отсылки. Такой подход обеспечивает гарантированную доставку при максимально возможной скорости передачи данных. Разумеется, протокол TCP работает не столь быстро, ведь часть пропускной способности сети тратится на пересылку квитанций и повторов потерянных пакетов. Однако, большое количество информации требуется доставлять именно таким образом. Понятно, что части, например, текста должны составляться в строгом порядке и без пропусков. Были разработаны специальные механизмы, автоматически регулирующие величины таких характеристик, как тайм-аут и размер окна, для достижения оптимальной производительности.
Утилита traceroute также использует протокол ICMP для определения маршрута прохождения пакета. При отсылке traceroute устанавливает значение TTL последовательно от 1 до 30. Каждый маршрутизатор, через который проходит пакет на пути к назначенному хосту, увеличивает значение TTL на единицу. С помощью TTL происходит предотвращение зацикливания пакета в "петлях" маршрутизации, иначе "заблудившиеся" пакеты окончательно перегрузили бы сеть. Однако, при выходе маршрутизатора или линии связи из строя требуется несколько дополнительных переходов для понимания, что данный маршрут потерян и его необходимо обойти. Чтобы предотвратить потерю датаграммы, поле TTL устанавливается на максимальную величину.
Когда маршрутизатор получает IP-датаграмму с TTL, равным 0 или 1, он уничтожает ее и посылает хосту, который ее отправил, ICMP-сообщение "время истекло" (time exceeded). Принцип работы traceroute заключается в том, что IP-датаграмма, содержащая это ICMP-сообщение, имеет в качестве адреса источника IP-адрес маршрутизатора.
Теперь легко понять, как работает traceroute. На хост назначения отправляется IP- датаграмма с TTL, равным единице. Первый маршрутизатор, который должен обработать датаграмму, уничтожает ее (так как TTL равно 1) и отправляет ICMP-сообщение об истечении времени (time exceeded). Таким образом определяется первый маршрутизатор в маршруте. Затем traceroute отправляет датаграмму с TTL, равным 2, что позволяет получить IP-адрес второго маршрутизатора. Так продолжается до тех пор, пока датаграмма не достигнет хоста назначения. Утилита traceroute может посылать в качестве такой датаграммы UDP-сообщение с номером порта, который заведомо не будет обработан приложением (порт выше 30000), поэтому хост назначения ответит "порт недоступен" (port unreachable). При получении такого ответа делается вывод, что удаленный хост работает корректно. В противном случае максимального значения TTL (по умолчанию 30) не хватило для того, чтобы его достигнуть.
Рассмотрим протокол 4-го транспортного уровня модели OSI. Семейство TCP/IP включает в себя два таких протокола – TCP и UDP. TCP (Transmission Control Protocol, протокол управления передачей) обеспечивает виртуальные соединения между пользовательскими приложениями и гарантирует точную доставку данных. UDP (User Datagram Protocol, протокол передачи датаграмм пользователя) служит для быстрого обмена специальными сообщениям (датаграммами) без гарантии доставки.
Основные характеристики TCP и UDP показаны в табл. 16.3.
Для работы устанавливает соединение | Работает без соединений |
Гарантированная доставка данных | Гарантий доставки нет |
Разбивает исходное сообщение на сегменты | Передает сообщения целиком в виде датаграмм |
На стороне получателя сообщение заново собирается из сегментов | Принимаемые сообщения не объединяются |
Пересылает заново потерянные сегменты | Подтверждений о доставке нет |
Контролирует поток сегментов | Никакого контроля потока датаграмм нет |
В отличие от TCP, UDP не гарантирует доставку данных. UDP не устанавливает виртуального соединения, источник просто шлет специальные сообщения (в UDP они называются датаграммами) получателю. Если данные были доставлены некорректно, или вообще часть пакетов потерялась, UDP не позволяет их восстановить. Запрос на получение данных должен будет выполняться заново.
Казалось бы, недостатков у такого протокола довольно много, что ставит под сомнение его эффективность. Но есть сервисы, где UDP незаменим. Например, при передаче потокового аудио-видео если бы мы использовали TCP, то при потере одного пакета у нас была бы приостановлена трансляция для его повторной передачи. При использовании UDP один потерянный пакет – всего лишь незначительное (наверняка, вообще незаметное пользователю) ухудшение изображения/звука, при этом передача данных не прерывается. Также при использовании UDP не обязательно устанавливать виртуальное соединение, не нужно отсылать квитанции – все это ускоряет работу протокола.
Рассмотрим основные программы, позволяющие читать и изменять сетевые параметры, диагностировать и выявлять ошибки при работе сети.
В различных ОС существуют свои наборы утилит. Сравним их для двух систем, например, Microsoft Windows NT и Sun Solaris. Какими бы разными ни были эти ОС, в каждой из них реализована модель OSI. Естественно, программная и аппаратная реализация стека этой модели у них различается, но взаимодействие всех уровней осуществляется по установленному стандарту.