Точные экспонометрические
замеры требуются в тех случаях, когда наблюдается большой, но еще допустимый интервал яркостей, например при съемке объектов с темным передним планом, при съемках против света, когда в кадре находятся источники света и пр. В подобных случаях замер только общей, суммарной яркости может дать неверный результат и чайных обстоятельств. Единственно правильный путь — это визуальная оценка распределения яркостей, нахождение и точные замеры основных контрольных яркостей снимаемого объекта. 10
На рис. 4 приводятся примеры объектов, имеющих большой интервал яркостей (значительные контрасты освещения). В этих случаях при экспозиционных расчетах необходим дифференцированный замер основных яркостей.
А. Освещенный объект на темном фоне. При замере суммарной яркости лицо будет переэкспонировано Расчет экспозиции необходимо вести по яркости лица фон надо по возможности подсветить.
Б. Темный объект на светлом фоне. При замере суммарной яркости лицо будет недодержано. Необходимо учесть яркость лица и фона, использовать подсветку лица. Экспозиционный расчет следует вести по средней промежуточной яркости между яркостью лица ц фона в зависимости от необходимой степени проработки лица.
В. Темные объект и фон, яркие блики контрового света. Необходимо замерить теневые и освещенные участки, а экспозицию рассчитывать по средней яркости, в зависимости от необходимой степени проработки лица. При расчете по яркости лица будет потерян эффект контражурного освещения, освещенные . участки будут переэкспонированы.
Г, Д. Примеры пейзажа и портрета с большим интервалом яркостей, когда использована вся полезная фотографическая широта пленки. При съемке портрета расчет экспозиция необходимо вести с учетом яркости лица или ключевой освещенности, учитывая минимальные яркости. При съемке пейзажа на фоне заката солнца, чтобы воспроизвести на фотографии эффект вечернего освещения, расчет экспозиции необходимо вести по высоким яркостям неба.
Особенности экспонирования на натуре или в интерьере в дневное время заключаются в том, что световые условия уже заданы, остается с помощью экспонометра произвести необходимые замеры и расчет экспозиции.
Даже в случае использования подсветки или затенителя для перераспределения яркостей на основном объекте приходится освещать объект в балансе с фоном, яркости которого остаются заданными.
На рис. 5 показан характерный случай использования подсветки при съемке портрета на фоне окна. В качестве подсветки использованы два источника света: А — основной источник рисующего света и Б — источник заполняющего света для подсветки теневых участков подсветки лица устанавливалась в зависимости от яркостей фона. Разница между яркостью фона и яркостью лица без подсветки составляла 5 ступеней экспозиции, с подсветкой — всего одну.
При съемке с источниками искусственного света, когда свет устанавливают на объекте в соответствии с определенными изобразительными задачами, всегда имеется возможность всю световую схему строить в соответствии с экспонометрическими требованиями. Устанавливая основной источник рисующего света, сначала находят для него точное положение, затем доводят создаваемую им освещенность на объекте до заданной величины. В зависимости от яркости, полученной на лице с помощью основного источника рисующего света, подсвечивают теневые участки и освещают фон. Если нужно, объект освещают контровым светом. Но исходной
Рис. 6
основой для построения всей схемы освещения, построения светового эффекта при заданном уровне освещенности остается основной рисующий свет.
На рис. 6 приводится пример установки источника рисующего света и контроль создаваемой им освещенности. Допустим, съемку портрета решено проводить . при экспозиции: диафрагма.2,8 и выдержка 1/30 с. Устанавливают эти данные на экспонометре и, меняя освещенность, добиваются, чтобы стрелка экспонометра совпала с положением следящего указателя.
Необходимо добавить, что в практике экспонометрических замеров и расчетов всегда желательно пользоваться каким-либо одним, постоянным экспонометром всячески оберегая его от преждевременной порчи.