На снимках, выполненных в темной тональности, большую часть кадрового пространства занимают черные и приближающиеся к ним темно-серые тона, минимальную— яркие светлые детали, пятна, линии контура. К таким снимкам в первую очередь относятся ночные пейзажи и сюжеты с преобладанием темных поверхностей (например, стены зданий, различные фоны, водная гладь и т. д.). В технике темной тональности также могут быть выполнены натюрморты, анималистические сценки, портреты людей.
Техника исполнения портрета в темной тональности несколько, проще, чем в светлой. Обязательным условием при выборе модели является лишь темный цвет волос и одежды. Чтобы притемнить их, применяют темные легкие драпирующие ткани или головные уборы. Большая часть лица и фигуры при этом должна находиться в тени,.а детали, расположенные на темном фоне, совпадать с ним по светлоте. ,ч
Характерным освещением является контровое боковое (скользящее) или заднебоковое, создающее достаточный контраст между объектом съемки и окружающим пространством. Переднебоковое освещение применяется, если модель или окружающие ее предметы имеют малую отражающую способность. Передневерхнебоковое освещение в данном виде портретной съемки используют крайне редко. Контровой свет создает тонкие линий светового контура вокруг лица, волос, одежды, рук. Источник этого света устанавливают сзади,/ выше или ниже головы портретируемого. Необходимым условием получения соответствующего светотеневого' рисунка является четко выраженная направленность основного светового потока. При естественном освещении его источником является солнце, а в помещении — фотолампа мощностью 300—500 Вт в софите, создающем узкий пучок света, который освещает только голову модели. При съемке используют отражающие прямой свет экраны, зеркала или один-единственный источник света, а для подсветки теней — обычное общее освещение. В некоторых случаях источником направленного света может служить и импульсный фотоосветитель. Однако в любом случае освещение не должно подсвечивать фон.