Характерная особенность черно-белых снимков в светлой тональности заключается в преобладании на позитивном изображении белого и светло-серого тонов. Большое значение для выполнения различных сюжетов в светлой тональности и портретов, в частности, имеет выбор соответствующей замыслу модели (сюжета), правильность установки освещения объекта съемки и фона, выбор экспозиции, а также соблюдение определенных процессов обработки негативных и позитивных фотоматериалов.
Выполнить в светлой тональности портрет темноволосого смуглого человека в темной одежде и на темном фоне невозможно. Идеальный случай—съемка объекта, «состоящего» из светлых тонов: блондинка в светлой одежде обнаженная модель, дети в светлых костюмах. (Чтобы отточить технику исполнения на первых этапах, начинающему любителю можно посоветовать выполнить съемку нескольких натюрмортов, составляя композиции из светлых предметов: фарфора, гипса, бумаги, мрамора и т. п.). Лицо и открытые части тела модели должны быть «наиболее серыми» по сравнению со светлым фоном. Недостаточно светлые волосы можно прикрыть белым головным убором, тюлем, шелком, марлей. Необходимым условием является присутствие в кадре небольшого по размерам элемента темной тональности, создающего контраст: темных глаз, ресниц, очков, деталей одежды или бижутерии.
Светлый фон, на котором обычно фотографируют портретируемого, воспроизводится на отпечатке слегка серым либо белым. Если источник света располагается у фотоаппарата, то его устанавливают ниже уровня лица, чтобы под носом и подбородком не возникло жестких теней. При ином расположении источников такие тени убирают, подсвечивая снизу отражающими экранами или локальными источниками света.
В качестве фона используют большие по размеру куски светлой ткани, бумагу или киноэкран, обладающий хорошими диффузноотражающими свойствами. Для получения на снимке нейтрально-белого фона его освещенность должна превышать освещенность самых светлых мест на лице портретируемого на>1—1,5 экспозиционной ступени.